Как на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5 самостоятельно заменить ремень ГРМ: важнейшие моменты

«Ровная» работа двигателя автомобиля возможна только при условии регулярного обслуживания этого агрегата. Важнейшим элементом при проведении ТО на автомобилях Ланос и Шанс является ремень газораспределительного механизма. Это главная деталь, за счет которой обеспечивается не только слаженную работа двигателя, но и вообще его функционирование. Основное предназначение ремня ГРМ — связь ЦПГ (цилиндропоршневой группы) с газораспределительным механизмом, основу которого составляют клапанный узел. Замена ремня ГРМ на Ланосе важная процедура, которая проводится 1 раз в 60 тысяч км пробега, и как это сделать правильно, должен знать каждый автовладелец.

Особенности замены изделия

Что такое ремень ГРМ и его предназначение

Ремнем газораспределительного механизма называется эластичное зубчатое кольцо, которое имеет определенный диаметр (в зависимости от марки авто и типа двигателя), и служит для соединения коленчатого вала с распределительным валом (или валами, как в случае с Ланос 1,6). Изготавливается этот элемент из резины и стекловолоконных нитей (корд), качество которых влияет на прочность и продолжительность эксплуатационного ресурса. Резиновое покрытие имеет толщину 5 мм. Важную роль играют в конструкции ремня ГРМ нейлоновые зубья, за счет которых не только приводится в действие зубчатая шестерня распредвала, но и обеспечивается синхронизация между коленчатым валом и распредвалом. Такая позволяет гарантировать высокий эксплуатационный ресурс изделия.

Как устроен ремень ГРМ

Альтернативой ремню является цепной привод, который получил меньшую популярность за счет свойственных недостатков. Ременная конструкция используется на большинстве транспортных средств, в том числе и на автомобилях Ланос, Шанс и Сенс. Важно отметить, что такой тип передаточного устройства используется не только на Ланосах с двигателем 1,5, но и с моторами объемом 1,6 литра.

Привод ременной и цепной

С течением времени ременной привод изнашивается, и может произойти его обрыв, что чревато серьезными последствиями для двигателя. Ресурс зависит от множества факторов, но важно знать, что для каждой марки и модели автомобиля указывается соответствующий эксплуатационный ресурс изделия. Если на автомобилях Ланос этот ресурс составляет до 60 тысяч км пробега (хотя оригинальные устройства служат намного дольше), то на моделях других авто это значением может достигать 90 тысяч и более. Эта информация указывается в технической документации к ТС.

Принцип работы ремня ГРМ

Для функционирования двигателя важно обеспечить подачу в цилиндры топливно-воздушной смеси, а также отвод отработанных газов. Именно за это отвечает газораспределительный механизм, состоящий из множества элементов, который в действие приводится от вала. Усилие на вал газораспределительного механизма передается от коленчатого вала при помощи ремня ГРМ. Однако передача усилия — это не единственная функция, возлагаемая на ременной привод.

Где находится ремень ГРМ Ланос

Кроме передачи усилия между двумя узлами двигателя, ременной привод еще отвечает за синхронную работу цилиндропоршневой группы и распределительного механизма. Если говорить простыми словами, то именно благодаря ему происходит поочередное открытие и закрытие клапанов цилиндров, в которых осуществляется воспламенение ТВС. Если синхронизация будет нарушена, что проявляется уже при смещении нескольких зубьев ремня, то двигатель будет работать нестабильно или вовсе не запустится.

Как определить необходимость замены ремня ГРМ

Прежде всего, необходимо ориентироваться на рекомендации от производителя конкретной марки автомобиля. Для машин Ланос и Шанс следует осуществлять замену ремня ГРМ не позже, чем через каждые 60 тысяч км пробега (не 90, как думают многие) или через 4-5 лет. Однако замена может понадобиться и раньше, что зависит зачастую от таких важных факторов, как качество изделия, отсутствие воздействия негативных факторов (например, не должно попадать масло и антифриз), правильная установка (натяжение), а также характер езды. Все это напрямую влияет на ресурс ремня ГРМ.

Необходимость незамедлительной проверки состояния ремня ГРМ и его замены возникает также в следующих случаях:

  1. Возраст изделия. Имеется в виду не только пробег, но и сколько лет ремень функционирует на автомобиле. Если ТС эксплуатируется не часто, и за 10 лет на одометре пробег составляет не более 50 тысяч км пробега, то нельзя затягивать с заменой ременного привода. Со временем от перепадов температур состояние детали ухудшается, и в любой момент может произойти ее обрыв. Именно поэтому в регламенте производитель указывает интервал замены ремня ГРМ не только в виде пробега автомобиля, но и возраста эксплуатации.К чему приводит обрыв ремня
  2. Повреждение ремня. Чтобы осмотреть изделие, понадобится снять крышку кожуха ГРМ. Однако в таком случае удастся осмотреть только наружную сторону. И не всегда ее идеальное состояние говорит об исправности изделия. Чтобы оценить состояние передаточного устройства, необходимо осмотреть его внутреннюю сторону, на которой расположены зубья. Трещины, сколы, истирания или отсутствие зубьев — все это основные признаки того, что ремень пришел в негодность, и необходимо произвести его замену.Износ изделия
  3. Не запускается мотор. Проявляется такое явление, когда стартер крутит вхолостую без нагрузки. В таком случае следует убедиться в целостности ремня ГРМ, а также проверить совпадение меток на распредвале и коленвале.Признаки износа ремня ГРМ

Кроме обрыва ремня ГРМ, может произойти его проскальзывание. Это случается по причине его растяжения, а также при неправильной установке натяжения или неисправности ролика натяжителя. В любом случае, если ремень ГРМ подает признаки хоть малейшей непригодности (даже если он не выработал соответствующий ресурс), необходимо незамедлительно прибегнуть к его замене. Ждать обрыва не рекомендуется, так как в таком случае ремонт будет дорогостоящим и длительным.

Это интересно! При обрыве ремня ГРМ происходит не только нарушение фаз газораспределения, но еще и загибание клапанов, по причине их сталкивания с поршнями.

Какой ремень ГРМ ставить на Ланос и Шанс

Что касаемо производителей, то ременные приводы выпускают разные компании Dayco, KAP, Flennor, Dongil, AE, Dongshin и другие. Предпочтение естественно стоит отдавать оригиналу GM, который имеет заводской номер 96352407, а также аналогу фирмы Gates с номером 5310XS. Важно отметить, что размер ремня ГРМ для автомобиля Ланос 1,5 8 клапанов составляет 17 мм в ширину, и состоит из 117 зубьев.

Ремень на Ланос

Ланосы с объемом 1,6 имеют два распределительных вала, поэтому и ремень ГРМ для них соответственно больше по длине. Оригинальный ремень на Ланос 1,6 от GM имеет код 96814098. Его ширина составляет 25 мм, а количество зубьев 127. Рекомендуемый аналог ремня ГРМ на Ланос 1,6 от Gates с номером 5419XS.

Артикул и заводской номер ремня ГРМ Ланос

Не рекомендуется выбирать изделия марки Contitech, так как по утверждению автовладельцев, качество продукции этого бренда значительно снизилось. Предпочтение следует отдавать изделиям бренда Bosch. Компания дорожит репутацией, и выпускает качественную продукцию, хоть и по высоким ценам.

Это интересно! Выбирая ремень ГРМ, учитывайте не только название бренда, но еще и стоимость. Качественные изделия не будут стоить дешево, и даже если вам встречаются устройства по цене ниже 800-1000 рублей, то обходите их стороной. Качественный ремень на Ланос стоит не меньше 1000 рублей или более 400 гривен.

Замена ремня ГРМ Ланос 1,5 и Шанс 1,5 без кондиционера и ГУР: подробная инструкция для новичков и мастеров с опытом

Замена ремня ГРМ на Ланосе 1,5 и Шансе с двигателем 1,5 предусматривает одновременную замену натяжного ролика, а также помпы. В материале подробно рассмотрим процесс замены ремня ГРМ на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5 без гидроусилителя руля и кондиционера, а также отдельном подчеркнем основные моменты, на которые следует обязательно обратить внимание.

Перед проведением работ нужно подготовить соответствующий инструмент и расходники. Из инструмента важно запастись воротком или трещоткой с удлинителем, при помощи которого можно будет сорвать болт крепления шкива коленвала. После замены некоторые крепежные элементы понадобится затягивать с определенным усилием, поэтому запасаемся динамометрическим ключом, который можно купить или одолжить у знакомого механика. Еще понадобится специальный ключ для регулировки натяжения помпы, который также можно приобрести или сделать своими руками. Далее переходим к самому процессу демонтажа и замены.

Начинается процесс замены с установки автомобиля на ровной поверхности. Далее открываем капот, и переходим к освобождению доступа к нашему ремню. Для этого необходимо снять корпус воздушного фильтра вместе с патрубком, который соединен с впускным коллектором.

Демонтаж корпуса воздушного фильтра Ланос

Далее переходим к непосредственному снятию ремня ГРМ на Ланосе и Шансе с объемом 1,5, совершая ряд следующих действий:

  1. После снятия корпуса воздушного фильтра вместе с патрубком, переходим к ослаблению крепления генератора. Для этого ключом на «12» ослабляется затяжка гайки.Ослабить крепление генератора
  2. Если приводной ремень генератора не ослабляется, тогда необходимо ослабить затяжку двух гаек, которыми крепится генератор. Они расположены в нижней части, и добраться до них затруднительно.Болты крепления генератора
  3. Демонтируется ремень генератора.Снятие ремня генератора
  4. Ключом на «10» выкручиваем 4 болта крепления пластиковой крышки механизма ГРМ.Снять крышку кожуха ГРМ
  5. Снимаем крышку, и переходим к выставлению меток ГРМ.
  6. Здесь важный момент! Далее переходим к снятию ремня, при условии его наличия, то есть, если он не был оборван. Существуют случаи, когда водители используют либо низкого качества ремни или же пренебрегают рекомендациями сроком их службы, и эксплуатируют, как говориться, до полного износа. Как выставить ГРМ на Ланосе в случае обрыва ремня ГРМ, читайте после окончания процесса замены ремня.
  7. Теперь необходимо выставить поршень в первом цилиндре так, чтобы он находился в верхней мертвой точке. Делается это для того, чтобы не нарушить установку фаз газораспределения.
  8. Сделать это можно путем вращения шкива коленвала до момента совмещения соответствующих отметок на шкиве коленчатого вала и распредвала. Вращать коленвал за зубчатую звезду распредвала категорически противопоказано. Чтобы реализовать это, понадобится ключ трещотка с удлинителем и головкой на «17», посредством которого можно проворачивать коленвал.Вороток с удлинителем для болта коленвала
  9. Для облегчения проворачивания коленвала, рекомендуется выкрутить свечи зажигания.
  10. Если удлинителя нет в наличии, тогда можно воспользоваться другим способом. Для этого включаем любую передачу, поддомкрачиваем левую сторону, вывешивая колесо, и вращаем его до момента, пока не произойдет совмещение отметок на шкиве распредвала…Отметки на шкиве распредвала и кожухе ГРМ
  11. И коленвала.Метка на шкиве коленвала и кожухе ГРМ
  12. Есть еще один способ: для этого нужно включить 4-5 передачу, и толкать автомобиль вперед, пока не будут совмещены отметки.
  13. Переходим к демонтажу левого колеса, предварительно поддомкратив автомобиль, и обязательно установив страховочный упор.Снятие колеса
  14. Вывинчиваем шкив коленвала, используя для этого пневматический гайковерт при его наличии.Как сорвать болт коленвала
  15. Если гайковерта нет, тогда включаем 5 передачу, усаживаем помощника за руль, и просим выжать педаль тормоза. Вращаем болт крепления коленвала, и снимаем шкив.Снятие шкива коленвала
  16. После снятия шкива, можно дополнительно нанести отметку положения зубчатой шестерни относительно нижней метки.Выставляем метку грм коленвала
  17. Выкручиваем три болта крепления нижней крышки кожуха ремня ГРМ.Выкрутить болты нижней крышки кожуха ГРМ
  18. Снимаем крышку, и получаем доступ к нижней части ремня, где также расположен ролик натяжителя и помпа.Расположение элементов ГРМ
  19. Для ослабления натяжки ремня ГРМ, понадобится воспользоваться шилом или тонкой отверткой. Для этого поддеваем инструментом регулировочную пластину на ролике (всовываем шило в отверстие), и перемещаем его вверх.Как взвести ролик натяжителя
  20. Шило используется для фиксации в таком положении.Ослабить натяжение ролика
  21. Используя трещотку с головкой на «13», вывинчивается болт крепления ролика, после чего он извлекается. Ролик обязательно подлежит замене. Теперь можно устанавливать новый ремень и ролик. Как это делается, рассмотрим ниже. Стоит отметить, что ресурс ремня ГРМ соответствует сроку службы помпы, поэтому даже если эта деталь внешне не подает признаков необходимости замены, то ее все равно следует заменить. Маловероятно, что помпа прослужит 2 срока, то есть 180 тысяч км пробега, а мало кому из владельцев захочется через короткое время повторять процедуру демонтажа ГРМ. Именно поэтому далее рассмотрим, как осуществляется замена помпы на Ланосе 1,5 без ГУР и кондиционера. Подробная инструкция, как заменить водяной насос на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5 с гидроусилителем и кондиционером, подробно изложена в этом материале.Выкрутить болт ролика натяжителя
  22. Ослабив натяжение ремня, можно прибегнуть к вывинчиванию крепежного болта звезды распредвала. Для этого можно использовать пневматический гайковерт, но если его нет в наличии, тогда откручиваем ключом трещотка с головкой на «17», предварительно заклинив звездочку.Сорвать болт шкива распредвала
  23. Демонтируем звезду вместе с ремнем ГРМ.Снять шкив распредвала
  24. Далее в нижней части выкручиваем трещоткой с головкой на «10» два болта крепления корпуса механизма ГРМ.Болты крепления кожуха грм
  25. Выкручиваем два болта крепления кожуха ГРМ, которые расположены сверху.Крепление кожуха ГРМ
  26. Снимается корпус ГРМ, тем самым освобождается доступ к помпе.Снять кожух ГРМ
  27. Собственно сама помпа, для освобождения доступа к которой требуется проделать столько операций.Где находится помпа Ланос
  28. Перед тем, как приступать к снятию помпы, следует слить жидкость из системы охлаждения. Для этого с правой стороны в нижней части радиатора вывинчивается барашек, и сливается ОЖ. Как слить антифриз с радиатора Ланос
  29. Слить антифриз теоретически можно и через помпу, после ослабления натяжения крепежных болтов, но этот способ не рекомендуется к практическому применению, так как, прежде всего, жидкость может залить датчик коленвала и датчик давления масла. Чем это опасно, можно узнать в материале по ссылкам выше. Кроме того, такой способ неприемлем, если планируется дальнейшая эксплуатация сливаемого антифриза.
  30. Чтобы снять помпу, необходимо выкрутить три крепежных болта, которые вывинчиваются при помощи шестигранника на «5».Как снять помпу Ланос
  31. После вывинчивания болтов, необходимо маркером сделать отметку расположения устройства. Это нужно для того, чтобы примерно также установить новую деталь.Метки расположения помпы
  32. Поддеваем помпу при помощи отвертки, и извлекаем из блока двигателя.Демонтаж помпы Ланос
  33. Посадочное место перед установкой новой помпы рекомендуется тщательно очистить.Посадочное место помпы подготовка
  34. Обязательно перед установкой помпы надеваем уплотнительное кольцо. С оригинальными водяными насосами от GM такие уплотнители не поставляются, поэтому их нужно покупать отдельно. Покупая помпу на Шевроле Ланос от других производителей, вы получаете ее вместе с уплотнительным кольцом. Какую лучше помпу ставить на Ланос, можно почитать в этом разделе.Уплотнительное кольцо на помпе
  35. Ставим помпу на свое посадочное место, и фиксируем при помощи болтов. Если грани болтов были слизаны, то рекомендуется их заменить. Болтами фиксируется помпа, но не затягивается до конца, так как она играет роль натяжителя ремня.
  36. Устанавливается на место кожух механизма ГРМ. Чтобы исключить вероятность попадания на новый ремень загрязнений, рекомендуется кожух предварительно перед установкой на место тщательно вымыть.
  37. Далее взводим ролик натяжителя (показано на фото ниже), и устанавливаем его на место в таком состоянии.Взвести ролик перед установкой
  38. При его установке важно, чтобы его выступ был размещен в пазу.Как правильно установить ролик натяжителя
  39. Наживляется болт крепления ролика…Затянуть болт крепления ролика натяжителя
  40. И затягивается ключом на «13».Затянуть болт крепления натяжителя
  41. Протягиваем новый ремень ГРМ. Первоначально смотрим на то, как он правильно ставится. Для этого ищем наличие стрелок, которые указывают направление его движения справа налево. Если стрелок нет, тогда ориентируемся на надписи, которые должны быть читаемы при установке.Как ставить ремень ГРМ
  42. Заводится ремень изначально в нижней части через зубчатую шестерню коленвала, ролик натяжителя и помпу, как показано на фото ниже.Установка ремня ГРМ
  43. На место устанавливается звездочка распределительного вала по метке.Затянуть болт крепления звезды распределителя ГРМ
  44. Надеваем ремень на звезду распредвала.Как надеть ремень
  45. После того, как ремень будет посажен на место, можно извлечь фиксатор ролика натяжителя.Извлечь фиксатор натяжителя
  46. Чтобы проверить правильность натяжения ремня ГРМ, рекомендуется сделать несколько оборотов коленвала. Для этого ввинчивается крепежный болт в посадочное отверстие, и делается два оборота коленвала. Проверяем, чтобы метки на звезде распределителя и шестерне коленвала совпадали. Если же на ролике метки не совпали, тогда следует откорректировать натяжение ремня, и только после этого прибегнуть к проверке при помощи вращения коленвала.Как прокрутить коленвал
  47. Указатель на ролике должен стать точно на вырезе, что говорит о правильности натяжения ремня ГРМ. Если это не так, как в нашем случае, тогда прибегаем к регулировке. Важно отметить, что нанесение маркером отметок и выполнялось для того, чтобы исключить необходимость ручного натяжения ремня через помпу. Как осуществляется регулировка натяжения ремня через помпу на Ланосе, рассмотрим далее.Совмещение отметок ролика натяжителя
  48. Для этого нужно воспользоваться специальным П-образным ключом, которым прокручивается помпа по направлению часовой стрелки или против, что зависит от того, перетянут ремень или ослаблен. Если ремень ослаблен, что можно понять по метке, которая при этом находится внизу, то необходимо крутить помпу по часовой стрелке, а если наоборот перетянут, что также недопустимо, тогда вращаем помпу против часовой стрелки. Ниже показано фото ключа, который предназначен для регулировки натяжения ремня ГРМ на Ланосе при помощи помпы.Ключ для натяжения ремня ГРМ помпой
  49. Этот ключ так  называется «для помпы». Если его не удается купить, то можно сделать самостоятельно. Ниже представлена схема с основными размерами.Схема ключа для помпы
  50. В итоге получается инструмент следующего вида.
  51. Прокручиваем помпу примерно на 1-2 см, и контролируем совмещение отметок на натяжителе (перед прокручиванием помпы, следует снова метки ролика шплинтом). Проделываем до тех пор, пока указатели на ролике не будут совмещены друг с другом.Как совместить метки на ролике натяжителя для правильной натяжки ремня
  52. После этого затягиваем болты крепления помпы. Далее понадобится воспользоваться динамометрическим ключом, при помощи которого осуществляется контроль затяжки болтов.
  53. Болты, которыми фиксируется кожух ГРМ, затягиваются с моментом 10 Нм.
  54. Шестерня распредвала затягивается с моментом 45 Нм.  
  55. Ролик натяжителя должен быть затянут с моментом в 20 Нм.
  56. Болт крепления шкива коленвала затягивается с моментом в 95 Нм, доворачивая сразу на 30, а затем еще на 15 градусов.

В завершении устанавливаются крышки кожуха ГРМ, и ставится новый ремень генератора. Заливается новый антифриз в систему, и ставится на место кожух воздушного фильтра. Ниже видео инструкция, которая будет также полезна при выполнении работ по замене ремня ГРМ на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5.

Это интересно! Проверить качество натяжки ремня можно путем его поворота на 90 градусов в пролете между распредвалом и коленвалом. Если он проворачивается на угол больше 90 градусов или меньше, то это говорит о необходимости его регулировки.

Как правило, процедура занимает не менее 3-4 часов при условии, что все крепежи выкручиваются без проблем. Как упоминалось выше, инструкция эта описана для случая, когда осуществляется замена ремня ГРМ без его обрыва.

Как заменить ремень ГРМ на Шевроле и ДЭУ Ланос с ГУР и кондиционером: подробная инструкция

Подробная инструкция, как на Ланосе и Шансе с ГУР и кондиционером заменить ремень ГРМ, подробно описано в этой статье. Ниже можно посмотреть полезное видео.

Как выставить метки ГРМ при обрыве ремня на Ланосе

Для случаев, когда ремень ГРМ порвался при запущенном двигателе, необходимо будет правильно выставить метки ГРМ отдельно для звезды распредвала и коленчатого вала. Как это сделать, ниже описана подробная инструкция.

  1. Первоначально необходимо совместить отметку на шестерне распредвала, для чего осуществляется ее прокручивание по направлению часовой стрелки, используя ключ-трещотку.Крутить шкив распредвала
  2. На фото показаны отметки для совмещения шестерни распредвала.Метки на шкиве распредвала
  3. Кстати, если вы задаетесь вопросом о том, загибает ли клапана на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5, то ответ положительный. Клапана при обрыве ремня ГРМ на Ланосе загибает, но все зависит от того, когда произошел обрыв. Если на холостом ходу или во время запуска, то вероятность крайне низкая. Самая высокая опасность, когда ремень обрывается на большой скорости и под нагрузкой. В таком случае, перед заменой ремня, следует проверить исправность клапанов. Чтобы вы понимали, что означает загибание клапанов на Ланосе, ниже представлено фото.Загибание клапанов при обрыве ремня ГРМ
  4. Чтобы проверить исправность клапанов на Ланосе, следует прокрутить звездочку распредвала на 360 градусов, и при этом слушать наличие характерных стуков. Их отсутствие вовсе не гарантирует, что клапана не повреждены, и более точно выявить их неисправность можно двумя способами: установив ремень ГРМ и запустив мотор, а также визуальным способом, но для этого понадобится снимать крышку клапанов.
  5. После установки меток на шестерне распредвала, переходим к коленчатому валу. Для этого необходимо выкрутить свечи зажигания (все выкручивать не обязательно, а только ту, которая находится в колодце первого цилиндра).
  6. Снять левое колесо, и при помощи воротка с удлинителем выкрутить крепежный болт шкива коленвала. Для этого включается пятая передача, выжимается педаль тормоза, и срывается болт.
  7. Снять шкив коленвала, и снова закрутить болт на место, через который и будет осуществляться совмещение меток. Прокручиваем коленчатый вал, и смотрим на то, чтобы совпадали отметки на шестерне и нижней части кожуха ГРМ. Метка также дублируется на блоке двигателя.Метка на звезде коленвала Ланос
  8. Помощник должен поместить жало отвертки в свечное отверстие, и при этом сообщить, когда поршень в первой цилиндре переместится в верхнее положение (ВМТ).Как выставить ГРМ по меткам при обрыве ремня
  9. Метка на шкиве при этом должна совпасть с отметкой на корпусе кожуха ГРМ.
  10.  Собственно это и означает, что фазы газораспределительного механизма установлены правильно. Можно приступать к установке ремня ГРМ.

Подводя итог, следует отметить, что ремень ГРМ является важнейшим конструктивным элементом двигателя. Его неисправность чревата серьезными и дорогостоящими поломками, и возможная замена клапанов — это еще не самое страшное. Ведь при обрыве могут повредиться поршни, что приведет к необходимости их замены, а это уже более дорогостоящий ремонт двигателя.

Чтобы исключить вероятность возникновения таковых ситуаций, рекомендуется регулярно осуществлять замену ремня ГРМ через каждые 60 тысяч км пробега или каждые 4-5 лет, а под замену использовать только оригинальные и высококачественные изделия, минимальный срок службы у которых не менее 100 тысяч км пробега.