Как заменить водяной насос на Ланосе 1,5 и Шансе 1,5 с ГУР и кондиционером

В конструкции двигателей внутреннего сгорания на автомобилях Ланос используется жидкостная система охлаждения. Важнейшим ее элементом является насос, который называется помпой. Это изделие предназначено для того, чтобы обеспечить принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе, что осуществляется для совершения теплообменных процессов в радиаторе. Благодаря этому механизму, удается поддерживать рабочую температуру двигателя на одном уровне, и исключить вероятность его перегрева. Ресурс этого устройства зависит от его качества, а сталкиваются с необходимостью замены помпы владельцы автомобилей Ланос не раньше, чем через 70-90 тысяч км пробега. После первой замены срок службы новой помпы зависит от ее качества. Что представляет собой замена помпы на Ланосе и Шансе 1,5, рассмотрим более детально, чтобы каждый автолюбитель смог самостоятельно выполнить эту процедуру.

Водяная помпа Ланос Шанс

Помпа на авто: что это такое и для чего она нужна

Водяной насос или помпа используется на всех автомобилях с жидкостной системой охлаждения. Она выполняет только одну основную функцию — обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, тем самым повышая скорость протекания теплообменных процессов, а также предотвращая образование налета на стенках и засорения каналов. От исправности водяного насоса зависит эффективность работы системы охлаждения. Неисправная помпа на Ланосе и Шансе приведет к тому, что мотор будет перегреваться, что приведет в итоге к его заклиниванию. Если полностью вышедшую из строя помпу своевременно не заменить, то заклинивания двигателя по причине его перегрева не избежать.

Водяной насос Ланос 1,5

На Ланосах и Шансах 1,5 используется водяная помпа центробежного типа. Она характеризуется простотой конструкции, что гарантирует не только ее надежность, но и снижает вероятность заклинивания крыльчатки в случае износа подшипников. В действие механизм приводится за счет усилия от вращающегося коленчатого вала. Соединение происходит при помощи ременной передачи ГРМ, для чего помпа оснащена зубчатым шкивом.

Конструктивные особенности водяного насоса на автомобилях Ланос и Шанс

На автомобилях разных марок и моделей применяются отличающиеся по внешнему виду водяные насосы, но все они работают по идентичному принципу за счет усилия, получаемого от коленчатого вала.

Конструкция помпы Ланос

При этом они состоят из следующих конструктивных частей, которыми являются:

  1. Корпус — изготавливается из алюминиевого сплава, который характеризуется устойчивостью к развитию коррозионных процессов. Он предназначен для крепления помпы к водяной рубашке. Большинство помп имеют во фланце отверстия, но в конструкции водяного насоса для автомобилей Ланос они отсутствуют. Такая конструкция позволяет использовать механизм в качестве натяжителя. Фиксация механизма к рубашке двигателя осуществляется при помощи болтовых соединений с широкими гайками, при помощи которых осуществляется надежная фиксация. Овальная форма корпуса дает возможность отрегулировать степень натяжения ремня ГРМ.Корпус помпы Ланос
  2. Ось или вал — располагаются внутри корпуса, и предназначена для соединения крыльчатки со шкивом, посредством чего осуществляется передача момента.
  3. Шариковый двухрядный подшипник — предназначен для обеспечения подвижному валу заданной жесткости. Именно эта деталь является одной из основных, от которой зависит ресурс помпы. При выходе из строя подшипника, что зачастую случается при выработке смазки, появляется люфт вала, свидетельствующий о срочной необходимости замены всего механизма. Смазка закладывается внутрь корпуса, и в процессе эксплуатации механизма, возможность ее добавления отсутствует, так как деталь является неразборной.Внутреннее устройство
  4. Сальник — герметизирующий резиновый элемент, главным предназначением которого является предотвратить контакт охлаждающей жидкости с подшипником. В случае возникновения такого процесса, ресурс подшипника снижается. Сальник является второй деталью, которая становится причиной необходимости замены помпы на автомобиле Ланос. Определить неисправность сальника не составляет большого труда. Для этого необходимо посмотреть на помпу, и при наличии признаков утечки ОЖ, следует незамедлительно осуществить замену водяного насоса. Затягивать в этом случае нельзя, так как возможно развитие различных последствий: заклинивание подшипника, в результате чего перестанет вращаться вал и крыльчатка соответственно. Еще не исключается утечка большого количества жидкости из системы, что приведет также к перегреву мотора. И еще одно последствие неисправного сальника водяной помпы на Ланосе — обрыв ремня ГРМ. Возникает в случае попадания антифриза на ременную передачу, в результате чего происходит разъедание резинового материала, и он рвется при работающем моторе. Последствия обрыва ремня ГРМ чреваты не только невозможностью дальнейшего передвижения авто, но еще и загибанием клапанов, которые подлежат замене. И да, клапана на автомобилях Ланос с объемом 1,5 и 1,6 действительно загибает, и если у вас этого не произошло, то вам повезло.
  5. Шкив — деталь, которая посажена на вал, и представлена в виде зубчатого колеса. Для жесткой фиксации шкива с валом используется два вида соединений: шпоночное и резьбовое. На помпах для автомобилей Ланос используется шпоночное крепление. Зубчатое колесо изготавливается из алюминия, и имеет канавки (зубья), посредством которых происходит его зацепление с ремнем. Рядом со шкивом размещается щит, который предназначен для того, чтобы исключить вероятность слетания ремня.Внешний вид шкива
  6. Крыльчатка — главный элемент помпы, который осуществляет принудительную циркуляцию антифриза в системе. Крыльчатка выполнена в виде специальных выступов (ребер), за счет которых и обеспечивается циркуляция. На водяных насосах для Ланосов крыльчатка изготавливается из алюминия, но также встречаются модели с пластиковой ее конструкцией. Многие ошибочно могут подумать, что пластиковые крыльчатки менее эффективны, но в действительности это не так. За счет малого ее веса, двигателю приходится тратить меньше энергии для ее раскручивания. Однако и недостаток у них также имеется — использование некачественного пластика при изготовлении приведет к искривлению ребер от воздействия высоких температур, что в итоге отразится на КПД помпы. Именно поэтому если не уверены в производителе, то лучше выбирать водяные насосы с крыльчаткой из алюминия.

Водяной насос на Ланос и ЗАЗ Шанс 1,5

Из описания основных элементов помпы на Ланос и Шанс 1,5 видно, что она имеет простейшую конструкцию, что влияет не только на эффективность и производительность ее работы, но еще и на стоимость. На фото выше видно отверстие в корпусе, которое называется дренажным. Оно сигнализирует о том, что если устройство исправно, то ОЖ из отверстия не вытекает, а в случае нарушения целостности сальника, из него начнет капать или течь жидкость.

Это интересно! Важно отметить, что неоригинальные помпы на Ланос комплектуются уплотнительным кольцом, которое предназначен для обеспечения герметичности между корпусом и водяной рубашкой (выше на фото показан). Оригинальные водяные насосы GM поставляются без кольца, так как оно поставляется отдельно.

 

Принцип функционирования автомобильной помпы

Вращение водяного насоса осуществляется от энергии, которая создается коленчатым валом. Передача этой вращательной энергии осуществляется посредством ременного устройства. Вращение вала приводит в движение крыльчатку, которая находится внутри герметичной системы охлаждения с жидкостью.

Принцип работы водяного насоса на авто

При вращении крыльчатки, ее ребра подхватывают ОЖ, и нагнетают ее за счет центробежной силы в соответствующем направлении. При помощи помпы происходит ускоренный теплообмен антифриза, который нагревается от работающего двигателя, и охлаждается в радиаторе.

Основные признаки неисправностей: по каким причинам механизм может выйти из строя

Простая конструкция водяного насоса положительно влияет на срок его службы. Заводские помпы от GM служат не менее 90 тысяч км пробега, и по истечению данного срока, деталь рекомендуется заменить, даже в том случае, если она не подает признаком неисправности. Механизмы других производителей для автомобилей Ланос и ЗАЗ Шанс 1,5 имеют меньший ресурс, и все зависит от качества и стоимости. Определить необходимость замены помпы на автомобиле можно по проявлению соответствующих признаков, которые уже упоминались выше. К ним относятся:

  1. Из дренажного отверстия вытекает ОЖ. Это главный признак того, что уплотнительный сальник прохудился, и жидкость попадает в отсек с подшипниками, поэтому в ближайшее время механизм может заклинить.
  2. При работе мотора возникают посторонние шумы. Чтобы убедиться в том, что эти шумы создает помпа, понадобится провести более детальную ее диагностику на исправность.
  3. Люфт вала — определить его достаточно просто. Для этого нужно взяться за шкив, и попытаться пошатать его вверх/вниз. Наличие люфта является недопустимым, и если он есть, тогда деталь подлежит замене.

Когда нужно менять помпу на Ланосе

Наиболее частыми причинами нарушения целостности помпы на автомобилях Ланос является износ сальника и подшипников. Сальник из резины под воздействием перепадов температур со временем теряет свои свойства эластичности, и поэтому начинают образовываться микротрещины, через которые проходит ОЖ к подшипникам. Подшипник также имеют определенный ресурс, который зависит не только от качества его изготовления, но и от наличия смазывающего материала. При его израсходовании, подшипник изнашивается быстрее, и выходит из строя. Причиной нарушения целостности подшипника является неисправный сальник, через который ОЖ попадает на деталь, и ускоряет его износ.

Это основные причины, по которым зачастую помпы выходит из строя, и ее следует заменить. Повредиться в механизме может также и крыльчатка, что зачастую происходит по следующим причинам:

  • при кавитации, когда в системе возникают пузырьки воздуха, создавая дополнительную нагрузку на крыльчатку;
  • при нерегулярной замене ОЖ, в которой образуется накипь и прочие отложения, оказывающие дополнительные нагрузки на крыльчатку.

Чтобы помпа служила заявленный производителем срок службы, не рекомендуется заливать в систему только дистиллированную воду. Обязательно необходимо использовать антифриз или тосол.

Инструкция по снятию и замене помпы своими руками на автомобилях Ланос 1,5 и ЗАЗ Шанс 1,5 с ГУР и кондиционером

Если установлено, что помпа на Ланосе нуждается в замене, то сделать это можно самостоятельно без необходимости посещения СТО. Перед началом проведения работ необходимо вспомнить, когда менялись ремни ГРМ, генератора и кондиционера, и если это выполнялось давно, то рекомендуется сразу провести их замену. Если автомобиль был приобретен недавно, и отработанный ресурс ремней неизвестен, то без лишних вопросов обязательно меняйте их.

Рассмотрим процесс замены водяного насоса на автомобиле Ланос 1,5 и ЗАЗ Шанс 1,5. Сразу стоит отметить, что процедура будет отличаться в зависимости от комплектации: с ГУР и кондиционером, только с ГУР или базовая версия без кондиционера и усилителя руля. Рассмотрим на примере Ланоса и Шанса с двигателями 1,5, на которых имеется ГУР и кондиционер. Процесс замены водяного насоса на Ланосе 1,6 отличается, что обусловлено конструктивными особенностями системы ГРМ. Однако помпа используется аналогичной конструкции, как и на Ланос 1,5. Перед проведением работ следует подготовить необходимые инструменты, и в путь:

  1. Перед началом проведения работ авто рекомендуется установить на смотровую яму, так как процедура предусматривает необходимость слива ОЖ из системы. Основной спектр работ выполняется из подкапотного пространства.
  2. Сразу необходимо отметить, что процедура замены помпы на Ланосе и Шансе с двигателем 1,5 предусматривает необходимость демонтажа насоса ГУР (при его наличии). Замену водяного насоса на Ланосе без снятия ГУР также можно выполнить, но в таком случае процедура усложняется. Это связано с тем, что доступ к помпе будет ограничен, поэтому рекомендуется все-таки процедуру осуществлять с предварительным снятием насоса ГУР.
  3. Поддомкрачиваем правую сторону, снимаем колесо, и приступаем к непосредственному обеспечению доступа к помпе на Ланосе. Если кто еще не знает, то водяной насос на Ланосе и Шансе 1,5 расположен с правой стороны между шкивом коленчатого вала и генератором. На фото ниже показано его расположение.Где находится водяной насос на Ланосе и Шансе 1,5
  4. Чтобы к нему получить доступ, необходимо демонтировать шкив коленчатого вала, насос ГУР, шкив распредвала и пластиковый чехол ГРМ. С правой стороны подкрылка после снятия колеса необходимо демонтировать пластиковую защиту. Для этого необходимо выкрутить два болта ключом на «10» и извлечь пистон, поддев его отверткой.Снимаем пластиковый кожух со стороны подкрылка
  5. Снизу рядом с бампером пластиковая защита крепится при помощи одной гайки, которую также необходимо выкрутить ключом на «10».Вывинчиваем гайку крепления пластиковой защиты
  6. Извлекаем защиту, после чего получаем свободный доступ к шкиву коленчатого вала.
  7. Далее перемещаемся в подкапотное пространство, и извлекаем пластиковый корпус фильтра воздухозаборника. Для этого ослабляем хомут патрубка, который соединяется с коллектором.Извлекаем патрубок воздухозабора с коллектора
  8. Ослабляется крепление хомута картерных газов, и снимается патрубок.Снимаем патрубок картерных газов Ланос
  9. Отсоединяем клемму от датчика ДТВВ, после чего снимаем крышку корпуса с патрубком.
  10. Далее извлекаем воздушный фильтр и, вывинтив три крепежных болта, снимаем пластиковый корпус.Демонтируем корпус воздушного фильтра Ланос
  11. Ослабляем три болта крепления шкива гидроусилителя руля. Используем ключ на «12»  и шестигранник на «8» для фиксации вала.Вывинчиваем болты крепления шкива ГУР Ланос
  12. Получив доступ к ремню генератора, осуществляется его демонтаж. Для этого ключом на «13» ослабляется крепление генератора, и снимается ремень вместе со шкивом ГУР.Снимаем ремень генератора Ланос
  13. Если на автомобиле стоит кондиционер, тогда следует предварительно демонтировать клиновидный ремень, который соединяет шкив коленвала со шкивом компрессора. Для этого в нижней части необходимо ослабить крепление натяжного ролика, воспользовавшись ключами на «12» и «14».Ослабляем ролик натяжителя кондиционера Ланос
  14. Сливаем антифриз из системы. Для этого вывинчивается сливная пробка с радиатора, расположение которой показано на фото. Процедуру лучше выполнять из смотровой ямы.Сливаем антифриз с Ланос и Шанс
  15. Демонтируем шкив коленвала, для чего понадобится помощь товарища. Принцип его вывинчивания простой: включается пятая передача на КПП, нажимается и удерживается педаль тормоза, и в это время необходимо ключом с головкой на «17» и удлинителем отвернуть болт крепления.Вывинчиваем болт крепления шкива коленвала Ланос
  16. Из системы ГУР необходимо откачать жидкость. Для этого выкачиваем ее из расширительного бачка шприцом. Остатки жидкости в трубке, отвечающей за обратку, откачиваются путем вращения руля вправо и влево (для этого можно подвесить левую сторону).Сливаем жидкость с ГУР Ланос
  17. Слить жидкость из системы можно также путем ослабления хомута и отсоединения магистральной трубки, расположенной в области радиатора.Слить масло из системы ГУР Ланос
  18. После слива жидкости осуществляется демонтаж насоса ГУР.
  19. Ослабляем два болта крепления насоса гидроусилителя к блоку цилиндров.Вывинчиваем болты крепления ГУР Ланос
  20. Далее вывинчиваются 2 болта болта сверху и 2 сбоку крепления пластиковой крышки кожуха ГРМ, после чего осуществляется ее снятие.Вывинчиваем болты крепления крышки ГРМ
  21. Вывинчиваем ключами на «17» и «22» штуцер, который является магистралью высокого давления. Ключом на «17» удерживается крепление, а ключом на «22» осуществляется вращение гайки. Ослабляем крепление хомута патрубка, отвечающего за обратку. После снятия насоса ГУР, возможно вытекание из него остатков жидкости. Если жидкость давно не менялась и имеет темный оттенок, то ее рекомендуется заменить.Демонтаж ГУР Ланос
  22. Снизу вывинчивается три болта крепления крышки кожуха.Снять крышку кожуха ГРМ Ланос
  23. Теперь очень важный момент перед снятием ремня ГРМ. Выставляем метки шкива коленвала, для чего необходимо ввинтить болт в вал, за который будет осуществляться прокручивание.Совмещаем метку шкива коленвала Ланос
  24. Выставляется и метка шкива распредвала. Для совмещения меток на распредвалу и коленчатом валу, необходимо включить 4 передачу, и для облечения прокручивания коленчатого вала, выкрутить свечи. Проверяем отверткой через свечной колодец, чтобы в первом цилиндре поршень занял верхнее положение (ВМТ).Совмещаем метки ГРМ шкива распредвала
  25. Для снятия ремня ГРМ вывинчивается ключом на «13» болт крепления натяжного ролика, и демонтируется вместе с ремнем.Демонтируем натяжной ролик Ланос
  26. Переходим к демонтажу шкива распредвала. Для ослабления крепежного болта, необходимо зафиксировать шкив в неподвижном положении. Используем специальную конструкцию, как показано на фото или же можно застопорить его рукояткой плоскогубцев.Вывинчиваем болт крепления шкива распредвала Ланос
  27. Вывинчиваются болты крепления пластикового корпуса ГРМ. Крепится он двумя болтами сверху и двумя снизу. Снимается корпус для того, чтобы получить доступ к помпе на Ланосе.Выкручиваем болты крепления корпуса ГРМ
  28. После этого имеем непосредственный доступ к помпе.Где расположена помпа на Ланосе
  29. Перед тем, как приступать к демонтажу помпы, необходимо сделать отметки ее расположения. На Ланосе используется специфическая конструкция водяного насоса с овальной формой корпуса. Такая конструкция обеспечивает соответствующую натяжку ремня ГРМ. Для этого делаем отметки ребер расположения штатной помпы.Ставим отметку расположения водяного насоса Ланос
  30. Если предварительно не поставить метки, то для правильной установки помпы на Ланосе, понадобится ее регулировать положение, определяя степень натяжения ремня по меткам ролика натяжителя, как показано на фото.Метки на ролике Ланос
  31. Вывинчиваем три болта крепления водяного насоса, используя для этого шестигранный ключ. Демонтируется механизм путем постукивания по нему молотком. Предварительно рекомендуется установить внизу емкость для сбора остатков антифриза.Демонтаж помпы Ланос и Шанс
  32. Устанавливаем новую помпу. Чтобы не перепутать правильность ее расположения, следует ориентироваться на дренажное отверстие, которое должно находиться внизу.Сравниваем штатную помпу с новой
  33. Установка новой детали осуществляется в аналогичной последовательности по предварительно установленной метке, но с незначительным смещением влево на 1 см. Такое смещение позволит исключить необходимость прикладывания усилий при установке ремня ГРМ. Далее, осуществляется сборка механизма ГРМ.Установка новой помпы на Ланос и Шанс
  34. Корпус ГРМ устанавливается на место, а фиксация крепежных болтов на «10» осуществляется с моментом 10 Нм. Это очень важно, и позволит исключить вероятность самовывинчивания этих болтов от вибраций двигателя.Установка пластикового корпуса ГРМ
  35. Устанавливается на место шкив распредвала, а крепежный болт затягивается с моментом 45 Нм.Установка шкива распредвала Ланос
  36. Ролик натяжителя затягивается с моментом 20 Нм.Установка ролика натяжителя Ланос
  37. Отверстия в ролике необходимо совместить, после чего зафиксировать их в таком положении до того времени, когда будет установлен ремень.Совмещение отверстий на ролике
  38. Ремень устанавливается строго по направлению указателей — стрелок или надписям. Надпись должна располагаться так, чтобы ее можно было прочитать.Как правильно установить ремень ГРМ
  39. Принцип установки ремня ГРМ на Ланосе следующий: начинается его установка со шкива коленвала, после чего он заводится за натяжитель, помпу и в итоге на шкив распредвала.Принцип установки ремня ГРМ на Ланосе
  40.  После установки ремня, необходимо извлечь фиксатор из ролика, и метки должны совпасть, что говорит о правильной натяжке. Если отметки на ролике не совпадают, необходимо при помощи специального ключа прокрутить помпу по часовой стрелке. Отметки на ролике должны совпадать, как и отметки на шкиву коленвала и распредвала.Ключ для помпы Ланос

Устанавливается на место все остальные детали. В завершении понадобится выполнить прокачку системы ГУР и залить новый антифриз в систему охлаждения. Осуществляется запуск двигателя, и проверяется исправность его работы.

Выше описана инструкция, как заменить помпу на Ланосе 1,5 с ГУР и кондиционером. Если у вас на автомобиле отсутствует кондиционер и ГУР, то процесс значительно легче и проще. Отдельно следует отметить, что заменить помпу на Ланосе можно и без снятия ГУР, что исключит необходимость совершать прокачку системы для удаления воздуха. Такой способ еще называют для ленивых. Осуществлять демонтаж ГУР рекомендуется еще в случае, когда необходимо заменить жидкость. Если такая необходимость отсутствует, тогда работы можно попытаться выполнить без демонтажа ГУР. Ниже на видео описан процесс замены водяного насоса на Ланосе без снятия ГУР.

Это интересно! Болт шкива коленчатого вала необходимо затягивать с усилием в 95 Нм. Обязательно используйте динамометрический ключ, что позволит выполнить все работы по регламенту, исключив вероятность снижения качества затяжки.

Какую помпу лучше выбрать для автомобилей Ланос и Шанс 1,5

Многих автовладельцев Ланос с возникновением необходимости замены водяного насоса интересует вопрос о том, какой марки лучше выбрать деталь. Сегодня действительно помпы на автомобили Ланос представлены разными производителями, и разница между ними не только в цене, но и качестве. Оптимальный вариант — выбирать помпу оригинального производства GM, но проблема заключается не только в ее высокой стоимости, но еще и сложности поиска.

Современный ассортимент помп на Ланос достаточно богатый, но выбирать рекомендуется не только дорогие варианты, но еще и такие, о которых имеются только положительные отзывы. Рассмотрим оригинальные и неоригинальные варианты:

  1. General Motors — качественная деталь, которая характеризуется большим эксплуатационным ресурсом (не менее 100-120 тысяч км пробега). Оригинальная помпа на Ланос имеет каталожный номер 96872704. Стоимость составляет около 2500-3000 рублей или 1000 гривен.Помпа GM Ланос
  2. PHC — изделия корейского производства, которые характеризуются надежностью. Отличаются они тем, что имеют пластиковую крыльчатку. Ресурс составляет 60-70 тысяч км пробега, и даже если по истечению срока изделие будет исправно работать, все равно рекомендуется произвести его замену. Стоимость составляет около 1000-1500 рублей.
  3. Hi-Q — корейский бренд, который также выпускает надежные изделия.
  4. Luzar — продукция китайского производства, которая имеет среднее качество, и по возможности рекомендуется выбирать изделия других фирм. Стоимость до 1000 рублей.Помпа Luzar Ланос
  5. KoreaStar — изделия китайского производства, которые также имеют среднее (ближе к низкому) качество, и не рекомендуются к использованию (только в крайних случаях).

На Ланос водяные насосы также представлены таких производителей, как Hepu, HSC, ICRBI, GMB и GRAF. Они имеют среднее качество, и в качестве альтернативы оригиналу могут использоваться.

Это интересно! Рекомендуется в качестве альтернативы оригиналу выбирать помпы на Ланос таких производителей, как SKF и Kolbenhsmidt.

Однако не стоит забывать, что покупая оригинал, вы не переплачиваете, а получаете действительно качественное изделие. Достоинством оригинала является не только большой срок службы, но еще и отсутствие таких негативных последствий, как перекос ремня ГРМ, его соскальзывание в сторону двигателя или в противоположную сторону. Все это может возникать по причине некачественного водяного насоса, и поэтому настоятельно рекомендуется выбирать только оригинальные детали.

Помпа Hepu Ланос

В завершении необходимо отметить, что процесс замены помпы на Ланосах является трудоемким, и поэтому выполнять его только ради замены этой детали нецелесообразно. Обычно процедура проводится одновременно с заменой ремней ГРМ, как описано в материале. Если правильно, то помпа меняется один раз через две замены ремней ГРМ (60-80 тысяч км пробега). И именно так рекомендуется это делать (особенно в случае использования неоригинальных деталей), чтобы через некоторое время не пришлось вновь проделывать столь трудоемкую процедуру. Подробная инструкция по замене помпы на Ланосе и Шансе 1,5 без кондиционера и ГУР описана здесь.

Ссылка на основную публикацию