Неисправность системы охлаждения автомобиля приведет к полному выходу из строя двигателя. Чтобы предотвратить неисправность ДВС, необходимо при увеличении температуры заглушить мотор. Одной из причин перегрева мотора является охлаждающая жидкость. Многие водители не знают о том, что жидкость в системе охлаждения представляет собой расходный материал, который требуется регулярно менять. В этом материале уделим внимание вопросу о том, как выбрать антифриз для автомобиля, и что нужно при этом знать.
Содержание материала
Охлаждающая жидкость — что это такое и какая разница между тосолом и антифризом
Охлаждающей жидкостью называется такой состав, который не подвержен процессу кристаллизации, и предназначен для предохранения деталей двигателя от перегрева в процессе работы. Охлаждающая жидкость делится на два основных класса — тосол и антифриз. Некоторые отдают предпочтение тосолу, другие же выбирают антифриз. В чем разница между этими составами?
Тосолом называется жидкость, которая была изобретена в 1971 году, и предназначалась только для использования в автомобилях марки ВАЗ. Выпуск отечественного тосола позволил заменить итальянский состав «ПАРАФЛЮ». Антифриз имеет улучшенный состав, поэтому применяется для охлаждения двигателей на современных автомобилях. Именно такие виды жидкостей рекомендуется заливать в охлаждающую систему современного автомобиля. Для отечественных моделей авто марки ВАЗ и ЗАЗ можно использовать тосол, но сегодня многие уходят от этого концентрата, так как он имеет некоторые недостатки, а именно:
- Небольшой эксплуатационный ресурс, не превышающий 2 лет
- Тосол начинает закипать при повышении температуры свыше 110 градусов, что чревато серьезными последствиями для двигателя
Уже через 2 года тосол теряет свои качества, поэтому если своевременно не осуществить замену, то жидкость может замерзнуть при температуре -15 градусов или закипеть при +95 градусах. Если выбираете охлаждающую жидкость для иномарки, то однозначно рекомендуется выбирать антифриз.
О составе антифриза для авто
Основными составляющими веществами антифриза являются следующие компоненты — вода, краситель, присадки и спиртовой раствор (этиленгликоль или пропиленгликоль). Предпочтение стоит отдавать вариантам с пропиленгликолем. Ведь этиленгликоль представляет собой токсическое вещество, которое опасно для человека. В герметичной системе охлаждения это вещество не может навредить человеку, но стоит появиться малейшей утечке в радиаторе печки или прочих соединениях, как спирт начнет свое негативное воздействие на человека.
Дистиллированная вода применяется для того, чтобы разбавить концентрат, тем самым получая соответствующие максимальные температурные значения не замерзания жидкости. Чем больше в концентрат добавляется воды, тем ниже значение не замерзания охлаждающей жидкости в системе. Красители ни на что не влияют, кроме как на привлечение внимания покупателя. Самыми правильными вариантами антифризов являются бесцветные, но покупателя привлекает цвет, поэтому производители выпускают жидкости красного, синего, зеленого, оранжевого и прочих цветов. Многие ведутся на уловку, что синий антифриз — это тосол, имеющий самое низкое качество. Другие привыкли покупать только красный или зеленый антифриз, и стремятся к использованию только таких материалов.
Еще одним важным составляющим компонентом антифризов являются присадки. Они бывают четырех видов — лобридные, карбоксилатные, гибридные и традиционные. Именно от типа используемых присадок зависит правильность выбора антифриза для своего автомобиля. Чтобы не запутаться, и выбрать соответствующий антифриз, необходимо разобраться в предназначении тех или иных видов присадок.
Основные виды присадок и их предназначение
Существует 4 вида присадок, от присутствия в составе жидкости которых зависит возможность их применения в системах охлаждения автомобиля. Рассмотрим особенности присадок, а также их предназначение.
- Традиционные — главное предназначение заключается в сдерживании коррозионных процессов. Основу традиционных присадок составляют фосфаты, бораты, нитриты, амины, силикаты и т.п. Жидкости с традиционными присадками это тосол, что обусловлено такими недостатками, как малый эксплуатационный ресурс, а также низкая устойчивость к воздействию высоких температур более +110 градусов
- Карбоноксилатные — в состав входят органические соединения, в качестве которых применяется карбоновая кислота. Присадки не создают защитной пленки по всей системе, а осуществляет противостояние возникновению очагов коррозии. Срок службы жидкостей с карбоноксилатным составом составляет до 5 лет. Представлены такие антифризы красного цвета
- Гибридные — в составе содержатся не только органические, но и неорганические составляющие. Именно поэтому такие присадки называются гибридными. В отличие от карбоновых, они имеют максимальный срок эксплуатации до 3 лет. Представлены антифризы с гибридными присадками в зеленом цвете
- Лобридные — являются самыми эффективными. Состоят лобридные присадки из минеральных веществ и органических соединения. Они не только создают защитную пленку по всей системе, которая защищает от возникновения коррозии, но еще и воздействует на имеющиеся коррозионные очаги в системе. Кроме преимуществ в функционировании, антифризы с лобридными присадками обладают продолжительным эксплуатационным ресурсом
Зачем вообще нужны присадки в системе? Чтобы бороться с очагами коррозии. Какие же причины возникновения коррозии в системе, если в составе охлаждающей жидкости присутствует спирт? Хотя этиленгликоль или пропиленгликоль являются спиртами, это вовсе не означает, что они не вступают в реакцию со стенками системы охлаждения. Если не использовать присадки в составе жидкости, то будет наблюдаться разъедание стенок металлических патрубков и трубок радиатора. Присадки препятствуют вступлению в контакт спиртов с металлическими стенками охлаждающей системы.
Что обозначает маркировка G11, G12 и G13
В зависимости от типа используемых присадок в составе охлаждающей жидкости, было принято разделить продукцию на группы, которые назвали G11, G12 и G13. Каждая группа имеет соответствующие преимущества и недостатки, о чем узнаем более детально.
- G11 — это охлаждающие жидкости, которые применялись и применяются в автомобилях, выпущенных до 1996 года. Основу антифриза G11 составляет этиленгликоль с присадками, посредством которых образуется защитная пленка на стенках, защищающая от коррозии. Жидкости такого типа обычно окрашиваются в синий, зеленый и голубой цвет. Применять антифриз G11 для современных автомобилей не стоит, так как это приведет к быстрому выходу из строя системы охлаждения.
- G12 — группа антифризов, применяющихся для эксплуатации в автомобилях с высокооборотистыми моторами. Они выпускаются красного, оранжевого и розового цвета. В составе охлаждающих жидкостей G12 присутствует этиленгликоль с карбоксилатными присадками. Пленка не создается на внутренних стенках системы, а формируется только там, где появляется коррозионный очаг. Сегодня G12 являются самыми популярными антифризами, но большинство магазинов их продает по причине доступной их стоимости. Для современных автомобилей они не очень подходят, поэтому были разработаны модернизированные варианты G12+ и G12++.
- G12+ и G12++ — это современные варианты антифризов, которые характеризуются экологичностью, так как в их состав входит безвредный пропиленгликоль. Они предназначены для использования в автомобилях, которые выпускаются после 2001 года, поэтому важно вспомнить год выпуска своего ТС, чтобы выбрать подходящий вариант ОЖ. К числу достоинств антифризов G12+ и G12++ относятся — срок службы до 8 лет, а также возможность эксплуатации в системах с алюминиевыми радиаторами. Сегодня такие ОЖ представлены фиолетового и сиреневого цвета.
- G13 — это самые совершенные варианты ОЖ. Выпускаются они только зарубежными производителями, поэтому и цена на них соответствующая. Рекомендуется использовать именно такие жидкости для спортивных автомобилей и мотоциклов. Срок службы обычно составляет не менее 10 лет.
На основании вышеописанных характеристик можно принимать соответствующее решение о приобретении тех или иных вариантов ОЖ для автомобиля. При покупке обратите внимание не на цвет, а характеристики. Для современного автомобиля стоит покупать только варианты G12+ и G12++. Если автомобиль дорогой и спортивный, тогда лучше покупать с маркировкой G13. Если ваш автомобиль был выпущен после 2001 года, то не покупайте для него антифриз G11 и G12, так как это однозначно вредит охлаждающей системе, и вскоре вы столкнетесь с необходимостью замены деталей и узлов системы охлаждения.
Что лучше выбирать — готовый антифриз или концентрат
Сегодня при выборе ОЖ для автомобиля можно столкнуться с тем, что продукция представлена в двух вариантах — концентрат и готовый антифриз. У каждого варианта имеются соответствующие преимущества. К достоинствам концентрата относятся:
- Концентрат не разбавлен водой, поэтому вы самостоятельно можете приготовить смесь с соответствующими параметрами не замерзания
- Возможность приготовления ОЖ в зависимости от индивидуальных особенностей климатической зоны
Если выбирать готовый антифриз, то здесь присутствует ряд других преимуществ:
- Отсутствие необходимости дополнительной покупки дистиллированной воды для разведения
- Риск допустить ошибку при смешивании отсутствует
Что лучше — купить готовый антифриз или концентрат, зависит от предпочтений автомобилиста. Если водитель любит свой автомобиль, то он выбирает концентрат, и приготавливает смесь самостоятельно, достигая определенных показателей температуры не замерзания. Кроме того, перед заменой ОЖ в автомобиле следует уделить внимание промывочным жидкостям. Их применение желательно, чтобы удалить коррозионные отложения из системы.