С каждым годом растет цена на бензин, что наблюдается не только в Украине, но и во всем мире. Исходя из этого среди водителей остается актуальным вопрос о том, чтобы установить ГБО на автомобиль. И не столько пугает владельцев машин цена таких установок, как слухи о том, что газ очень сильно влияет на ресурс двигателя. Чтобы наконец выяснить, стоит ли ставить газ на автомобиль или нет, проанализируем все достоинства и недостатки оборудования, после чего сделаем соответствующие выводы.
Содержание материала
Преимущества и недостатки ГБО
Перед тем, как решиться на установку ГБО на свой автомобиль, владелец собирает разные мнения, отзывы и пытается найти ответ на самый главный вопрос — не вредно ли это для ДВС? Естественно, так делают не все водители, а только те, для кого машина — это не только средство для передвижения. Чтобы ответить на вопрос о вреде газа для двигателя внутреннего сгорания, следует проанализировать сначала все плюсы и минусы установок. Начнем с плюсов:
- Экономия, которая основывается на том, что стоит газ в 2 раза дешевле бензина. Именно это преимущество является главным фактором того, что водители принимают решение об установке ГБО на автомобиль
- Пониженное количество углекислого газа, выделяемого в атмосферу. Это связано с тем, что в составе газа отсутствуют присадки и различные примеси серы и прочих канцерогенных веществ. Работающий на газе автомобиль является менее токсичным, и уступает только ТС, функционирующим на водороде и электричестве
- Плавность функционирования ДВС — это связано с тем, что газ имеет значительно большее октановое число, чем бензин. Его величина составляет 110, а как известно, чем выше октановое число, тем это лучше для двигателя. Работающий на газе двигатель функционирует стабильней, тише и без вибраций
- Повышенный ресурс мотора. Да, именно повышенный ресурс двигателя, что обусловлено медленным сгоранием газа по сравнению с бензином. Посредством того, что газ горит медленнее бензина, не происходит негативное воздействие на поршневую группу, поэтому наблюдается увеличенный ресурс работы деталей двигателя на 35%
- Не частая потребность в замене масла. Это связано с тем, что во время сгорания газа не остается никаких отложений на стенках цилиндров, поэтому масло сохраняет свои свойства намного дольше. Специалисты рекомендуют осуществлять замену моторного масла на автомобиле, работающем на ГБО не раньше, чем через 10-15 тысяч км пробега
- Увеличенный ресурс свечей зажигания — снова вернемся к особенностям сгорания газа, который не оставляет никаких отложений, нагара и смолистых накоплений. Эти отложения не образовываются на электродах свечей зажигания, и, следовательно, ресурс их работы выше в 2 раза
- Безопасность — если бензин при повреждении магистрали растекается, и при возникновении искры воспламенится, то газ в таком случае будет переходить в газообразное состояние, и соответственно улетучиваться
Вот это ряд преимуществ, который действительно способствует тому, чтобы выбрать ГБО, и установить на свой автомобиль. Но прежде чем решить, стоит ли ставить ГБО на машину, следует посмотреть на оборудование с другой стороны — отрицательной. Выясним, сможет ли перевесить чаша недостатков ГБО все вышеперечисленные достоинства. Вот список недостатков:
- Высокая стоимость оборудования — зависит от типа, устанавливаемого ГБО. Оборудование стоит от 300 долларов до 6-8 тысяч долларов. Причем выбирать приходится в зависимости от модели и года выпуска. Для отечественных автомобилей подходит ГБО 2 поколения по цене от 300 долларов. На автомобили класса выше устанавливается ГБО 4 поколения, стоимость которого составляет 500-600 долларов. На современные иномарки ставится ГБО 6 поколения по цене от 6 тысяч долларов. При установке учитывайте тот факт, что установка окупает себя за счет экономии на топливе
- Снижение мощностных показателей — как говорилось выше, газ сгорает медленнее, поэтому развивать большую мощность двигатель не может в принципе. Если вас пытаются переубедить в обратном, то не стоит этому верить. Величина потери мощности незначительная, и составляет до 15-20%. Если владелец практически сразу устанавливает ГБО, то разницу он не ощутит. За счет медленного сгорания газа автомобиль набирает обороты не так быстро, но при этом плавно, что является преимуществом для ДВС. Кроме того, исключается появление провалов и дерганий при резком нажатии на педаль акселератора
- Необходимость дополнительного обслуживания автомобиля, в частности, ГБО также нуждается в постоянной настройке, регулировке и диагностики. Самостоятельно сделать это не удастся, поэтому понадобится не только время для поездок на СТО, но еще и финансовые затраты. Ориентировочно необходимо производить проверку работы ГБО через каждые 15-20 тысяч км пробега. На срок службы ГБО влияет также особенности его эксплуатации, в частности в зимнее время, когда водители запускают непрогретый ДВС на бензине, а на газе
- Необходимость оформления установки. Чтобы это сделать в государственных структурах, необходимо получить соответствующий документ от СТО или автосервиса. Предоставить такие документы смогут только лицензированные станции технического обслуживания, поэтому поставить ГБО «по дешевке» в домашних гаражных условиях не получится. Езда на автомобиле, на котором стоит неоформленное ГБО опасна тем, что водитель получит большой штраф, и в итоге все равно должен будет решить вопрос с оформлением или демонтажем установки
- Уменьшение вместительности багажника — это связано с необходимостью размещения газового баллона. Это самая большая деталь установки, которую следует расположить в задней части автомобиля. Баллоны бывают разных размеров и форм. Если в багажнике есть место для запаски, то устанавливаются тороидальные баллоны в этот отсек, тем самым экономится пространство в багажнике
- Проблемы с подземной парковкой — возникают вследствие того, что пропан и бутан тяжелее воздуха, поэтому на непроветриваемых стоянках возникает загазованность воздуха
- Не на каждой заправочной станции есть колонки с газом — это связано с тем, что к таким колонкам предъявляются другие требования к безопасности. В связи с популяризацией ГБО, появляется все больше заправочных станций с колонками для заправки газом
Как и плюсов, минусов у ГБО тоже насчитывается семь пунктов. Если поставить на чашу весов плюсы и минусы, то получим равновесие. Но не нужно принимать решение только по количеству минусов и плюсов. Оцените каждый недостаток и преимущество, и только после этого принимайте соответствующее решение. Чтобы это решение было правильным, посчитайте, сколько км ваш автомобиль проходит за один год. Если это значение не превышает 5-10 тысяч, то ставить ГБО просто бессмысленно, так как окупится оно не скоро. Если же пробег за год очень большой до 20-30 тысяч, тогда есть смысл установить оборудование.
Просчитаем выгоду от установленного ГБО на автомобиль, стоимость установки которой составляет 1000 долларов. Если в год пробег составляет 20 тысяч, то расходы на бензин достигают 2 000 литров * 1 доллар = 2 000 долларов. Если использовать газ, то расходы составят в 2 раза меньше, так как цена природного топлива 0,4-0,5 долларов.
Мифы о том, как газ убивает мотор
Сегодня владельцев автомобилей по отношению к газовым установкам можно разделить на три категории — за, против и все равно. Первые за то, чтобы установить газ, так как он не только позволяет экономить, но и щадяще воздействует на ДВС. Противники ГБО выступают категорическим нет, так как природное топливо снижает ресурс ГБЦ. Третьи вовсе не вникают в особенности функционирования ДВС на газе. Пришло время выяснить, откуда взялся миф, что ГБО способствует снижению ресурса двигателя?
Пагубно на работу ДВС влияет не газ, а особенности его подачи. Установки 1-2 поколения не имеют электронных регулировок и различных датчиков. Газ смешивается с воздухом во впускном коллекторе, после чего поступает в цилиндры. Такие системы рекомендовано устанавливать на автомобили без электронного управления. Чтобы отрегулировать подачу топлива, нужно посетить специалиста, который по просьбе владельца подкрутит систему так, что потребление газа снизится с 10 литров до 8 и даже меньше. Такие вмешательства приводят не только к возникновению проблем с ГБЦ, но и с прогоранием клапанов.
ГБО 3 поколения и выше оснащаются разными датчиками, которые предотвращают возникновение дефектов при работе ДВС. В автоматическом режиме происходит корректировка подачи газа в цилиндры в зависимости от нагрузки. При использовании оборудования немаловажно увеличить зазор клапанов, так как температура газа выше, чем бензина. Увеличение размера зазоров на 0,05 мм повлечет за собой исключение вероятности перегрева мотора. Нельзя также ездить на газе, когда частота вращения вала превышает отметку в 3000 оборотов в минуту. Необходимо ездить либо до этого показателя, либо же переключаться на бензин.
Ездить на газе с ГБО 3 поколения и выше не вредно, а наоборот полезно. Рекомендуется также чередовать поездки на газе и бензине. К примеру, по городу лучше ездить на газе, а при дальних поездках переключаться на бензин, и двигатель прослужит не меньше, чем на автомобилях без ГБО.
Метан или пропан — какой газ лучше и чем отличается
Заправлять автомобиль можно разными видами газа — метан и пропан (бутан). Причем возможность заправки того или иного вида топлива зависит от типа ГБО. В оборудование под метан нельзя заправлять пропан и наоборот. В чем разница между этими видами топлива, рассмотрим далее.
Метан заправляется в бак под высоким давлением, величина которого достигает 250 атмосфер. Высокое давление в баллоне способствует увеличению массы автомобиля. Это большой недостаток, влияющий на разгон автомобиля, а также расход топлива.
Недостаток метановых установок в том, что они являются небезопасными. В связи с высоким давлением, есть риск возникновения взрыва газового баллона. Именно поэтому такие устройства не рекомендуется ставить на легковые автомобили.
Более эффективными и менее опасными являются установки на пропан-бутановой смеси. Их преимущество в том, что давление в баллоне достигает 10-15 атмосфер, и риск возникновения его разрыва крайне низкий. Исходя из этого, можно сделать соответствующий вывод о том, что выбирать необходимо исключительно ГБО на пропан-бутановой смеси.
После обзора можно сделать соответствующий вывод о том, что если вы еще не решились поставить на свой автомобиль газ, то пора — это сделать. Для этого придерживайтесь следующих правил:
- Первоначально просчитайте, выгодной ли будет эта установка, и когда она окупится
- Если решено установить ГБО, то выбирать устройства нужно 3-4 поколения и выше
- Обязательно устанавливайте установки на пропан-бутановой смеси
- Для установки выбирайте СТО и автомастерские, которые не только имеют положительные отзывы, но еще и лицензию на проведение таких работ
Разобравшись в вопросе о том, стоит ли ставить ГБО на автомобиль, остается найти надежный сервис, и установить оборудование. По времени это занимает до одного дня, а с ценами можно ознакомиться непосредственно на станции. После установки оборудования, обязательно нужно ознакомиться с инструкцией по применению. Наслаждайтесь экономией с газовым оборудованием на авто, и не доверяйте слухам, пока не проверите их на личном опыте.