Как проверить исправность шаровой опоры на автомобиле — подробная инструкция

Одним из важнейших элементов в конструкции подвески современных автомобилей является шаровая опора. Этот элемент среди водителей называется шаровой, которая представляет собой деталь небольшого размера, расположенную возле передних колес. Мало кто знает о том, что неисправность шаровой опоры настолько опасна, что может стать причиной создания аварийной ситуации. Такая ситуация может возникнуть, если палец с шарообразным наконечником выйдет из зацепления с корпусом в результате разрушения. Чтобы исключить возникновение таких происшествий, необходимо разобраться в вопросе о том, как проверить шаровую опору на автомобиле самостоятельно.

Как устроена шаровая опора на автомобиле и основное ее предназначение

Шаровая опора на автомобиле предназначена для обеспечения возможности осуществления поворота передними колесами автомобиля. Конструктивными элементами этой детали являются следующие составляющие:

  • Стальной корпус из металла
  • Палец с шаровым наконечником
  • Вкладыш из полимерного материала, который обволакивает шаровой наконечник
  • Прижимная шайба
  • Пыльник из эластичных материалов

На современных автомобилях рассматриваемые устройства представляют собой неразборные механизмы, которые не подлежат ремонту. После их выхода из строя, требуется осуществить замену. На устаревших моделях Москвич и ВАЗ устанавливались опоры разборного типа, что позволяло в случае их неисправности осуществить ремонт. Ремонт основывался на снятии детали с авто, замене вкладышей с тщательным нанесением смазочных материалов. Сегодня же обнаружение неисправности шаровой опоры приводит к необходимости ее замены.

По каким причинам выходит из строя шаровая опора

Шаровая опора имеет шарнирное соединение, которое при изменении траектории движения осуществляет перемещение. В процессе эксплуатации автомобиля происходит выработка шаровых опор. Происходит это за счет выработки полимерного вкладыша. Когда вкладыш стирается, то между ним и шаровым пальцем формируется люфт, способствующий ускоренному износу и полному разрушению полимерного слоя. Под нагрузками палец способствует деформированию отверстия корпуса, поэтому в один момент происходит разъединение пальца с корпусом. В итоге такая неисправность проявляется в виде выворачивания наружу переднего колеса.

Кроме временного износа шаровой опоры, что зависит от качества эксплуатации автомобиля, есть еще один немаловажный фактор, влияющий на быстрый износ шаровой опоры автомобиля. Этот фактор заключается в нарушении герметичности эластичного пыльника, посредством чего в область расположения пальца попадает влага, которая способствует вымыванию смазки с последующим образованием коррозионных процессов. При нарушении герметичности пыльника, в область пальца начинает попадать пыль и грязь, которая также способствует ускоренному износу детали.

Срок службы детали зависит от характеристик эксплуатации автомобиля. Если ездить по качественному дорожному покрытию, притормаживая при преодолении лежачих полицейских и выбоин на дороге, то срок службы опоры может достигать 60-80 тысяч км пробега.

Проверка исправности шаровой опоры

Убедиться в неисправности опоры и необходимости ее замены можно визуально, осмотрев деталь на целостность. Проверить необходимо целостность резинового пыльника, которые не должен иметь трещин и разрывов. Если же повреждения на пыльнике присутствуют, то в 99% случаев деталь уже подверглась негативному воздействию влаги, и поэтому ее лучше заменить. Если же пыльник исправен, то это еще не повод говорить об исправности детали. Убедиться в этом помогут различные способы проверки, которые рассмотрим далее.

Способ проверки исправности шаровой опоры без подъемника

Первые признаки или симптомы неисправности шаровой опоры проявляются по возникновению посторонних звуков и шумов. Возникают эти звуки преимущественно при перемещении по некачественному дорожному покрытию. Возникновение шума в области передних колес должно насторожить владельца автомобиля, и поспособствовать проведению проверочных манипуляций. Проверку можно выполнить в домашних условиях, что реализуется посредством выполнения следующих манипуляций:

  1. Расположить ТС на ровной и твердой поверхности
  2. Поднять автомобиль домкратом, и снять переднее колесо
  3. Под нижний рычаг устанавливается деревянная или металлическая подставка, после чего автомобиль необходимо опустить вниз
  4. Теперь нужно выполнить перемещение цапфы сверху вниз, тем самым пытаясь определить наличие люфта
  5. Если люфт есть, значит опора нуждается в замене. Отсутствие люфта говорит о пригодности детали
Причины неисправности шаровой опоры
Причины неисправности шаровой опоры

После проведения проверочных манипуляций следует обязательно обратить внимание на состояние пыльников, которые не должны иметь повреждений. Отсутствие люфта на опоре с поврежденным пыльником говорит о скором выходе детали из строя.

Проверка шаровых опор при помощи подъемника

Произвести проверку шаровых опор лучше всего на подъемнике, смотровой яме или эстакаде. Демпферы подвески сжаты под воздействием тяжести автомобиля, что позволяет произвести простую проверку. Чтобы проверить исправность шаровых опор, понадобится установить монтировку между цапфой и рычагом, выполнив при этом несколько простейших нажимов. Наличие люфта свидетельствует о том, что опора неисправна, и подлежит замене.

Неисправность шаровой опоры

Труднее проверить наличие вертикального люфта, когда пружина разжата. Чтобы это сделать, понадобится сжать пружину гидравлической стойкой, которая должна быть уперта под нижний рычаг. Для проверки узла понадобится воспользоваться монтировкой. После проведения проверочных действий можно сразу же осуществить замену неисправных деталей. При этом важно понимать, что проверку на подъемнике можно выполнить исключительно в автосервисе.

Демонтаж и разборка механизма для проверки шаровой опоры

Самый надежный способ проверки шаровой опоры — произвести ее демонтаж. Однако этот способ нельзя назвать простым, так как процедура демонтажа имеет некоторые сложности, если не воспользоваться специальным съемником. Если осуществляется снятие детали с автомобиля посредством молотка, то можно со 100% уверенностью сказать, что она уже будет не пригодна к применению, поэтому снятие для проверки следует осуществлять посредством специального съемника.

Убедиться в неисправности детали можно после вывинчивания ее крепления к подвеске. Если под действием тяжести верхний конец пальца опустится вниз, значит ресурс опоры выработан, и деталь подлежит замене. Аналогичную проверку следует выполнить при полном демонтаже детали с автомобиля.

Подводя итог, надо отметить, что самостоятельная проверка шаровой опоры не представляет никаких трудностей. Убедившись в ее неисправности, следует произвести замену, с чем также можно справиться самостоятельно без посторонней помощи. Если же проверка выполняется на СТО, то сразу же попросите заменить неисправные опоры на автомобиле, так как от них зависит ваша безопасность.

Ссылка на основную публикацию