Какой автомобиль лучше — с автоматической или механической КПП

Выбирая новую или б/у машину, человек нередко задается вопросом, а что лучше — МКПП или АКПП на автомобиле? Еще 20 лет назад таким вопросом не задавались, пока не появились автомобили с автоматической трансмиссией. Однако сегодня автоматическими КПП оснащаются не только автомобили зарубежного производства, но и отечественные. В материале предстоит выяснить, с какой коробкой передач лучше покупать автомобиль.

АКПП или МКПП

Содержание материала

Механическая КПП — особенности, достоинства и недостатки

Самый первый вид трансмиссии, который появился на автомобилях — это механическая коробка передач. Ее еще называют ручной КПП, а название это пошло от того, что водителю необходимо постоянно осуществлять переключения при управлении ТС. Часто новички при обучении вождению автомобиля сталкиваются с трудностью расположения передач. Изначально приходится выучить расположение передач, и только после этого начинать обучаться вождению.

Трансмиссия — это соединительный механизм между двигателем и колесами. Если говорить проще, то коробка нужна для того, чтобы соединить мотор с колесами. Сделать это напрямую нельзя, так как при запуске двигателя автомобиль бы сразу начинал ехать. Благодаря трансмиссии машина способна останавливаться и перемещаться с разной скоростью.

Сегодня механические передачи уже постепенно теряют свою популярность, однако полностью автоматические КПП их вытеснить не смогут. Это связано с тем, что механическая КПП используется на гоночных автомобилях, позволяя тем самым быстро развивать скорость. Каждый потенциальный покупатель, выбирая автомобиль, сталкивается с вопросом о том, а что лучше МКПП или автомат? Естественно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать оба варианта трансмиссионных механизмов.

Достоинства механики

Начнем с принципа работы ручной коробки. Конструктивно она состоит из двух валов, один из которых соединен с коленчатым валом автомобиля (через муфту сцепления), а второй с приводными колесами. На втором валу располагаются шестерни разных диаметров, которые входят в зацепление с шестеренкой первого вала, соединенного с коленчатым валом двигателя внутреннего сгорания. Переключение передачи — это выбор соответствующего диаметра шестерни. Для получения большой тяги, что необходимо при трогании автомобиля с места, происходит соединение шестерни малого диаметра на ведущем валу с шестерней большого диаметра на ведомом. При включении максимальной передачи 4, 5 или 6-ой, происходит соединение большой шестерни на ведущем валу с малой шестеренкой на ведомом.

Коробка МКПП в разрезе

Более подробный принцип работы КПП можно изучить самостоятельно. Чтобы осуществить смену пары шестерней, в автомобиле имеется рычаг, который соединен через шарниры со штоками трансмиссии. За счет штоков происходит перемещение муфты, блокирующей шестерни на обоих валах. Теперь, когда известен визуальный принцип работы механической трансмиссии, можно переходить к изучению всех плюсов и минусов устройства.

Для начала выясним все достоинства механики:

  1. Экономия топлива — управление автомобилем посредством механической коробки передач позволяет значительно экономить топливо, однако для этого водитель должен иметь большой опыт, и иметь представление о работе механизма.
  2. Небольшое количество смазочного вещества. Шестерни при вращении должны смазываться, поэтому в корпус трансмиссии заливается специальное масло. В механическую КПП требуется не более 3 литров масла, в то время как АКПП требует не менее 6-10 литров.
  3. Дешевизна ремонта — произвести ремонт ручной коробки передач может сам владелец автомобиля при наличии опыта. Даже если это поручить специалисту, то стоимость ремонта будет доступной. Если сравнить с АКПП, то нужно еще найти мастерскую, в которой возьмутся за ее ремонт. Что касается стоимости, то цена в 3 раза выше, чем ремонт МКПП.
  4. Быстрая скорость разгона — это возможно только и исключительно на механике. Связано это с тем, что водитель самостоятельно решает, когда переходить на повышенную передачу. На АКПП переключение происходит автоматически, поэтому автомобиль набирает скорость медленнее.
  5. Отсутствие проблем с запуском двигателя — это связано с незначительным объемом масла в КПП.
  6. Езда с пробуксовкой — если на механике это вполне возможно, то на автомате происходит перегрев масла, что крайне нежелательно для механизма.
  7. Легкость управления — с этим не согласятся только новички, однако научиться ездить на механике намного легче, чем это сделать на автомате.
  8. Возможность торможения двигателем в случае отказа тормозов. На автомате торможение двигателем происходит плавней и дольше.

Большое количество достоинств еще вовсе не означает, что нужно выбирать ручную КПП. Для начала выясним все недостатки механики:

  • сниженный ресурс двигателя. Этот недостаток зависит от характера вождения. Частые перегазовки и несвоевременное переключение передачи с пониженной на повышенную, способствует снижению эксплуатационного ресурса ДВС;
  • сжигание сцепления — также возникает при неправильном или неаккуратном управлении автомобилем;
  • отсутствие удобства вождения — если на автомате не нужно думать о том, на какую передачу переходить при снижении или увеличении скорости, то на механике это нужно знать. Если неправильно выбрана передача в зависимости от скоростного режима авто, то происходит износ шестерней, а также увеличивается нагрузка на мотор.

Зная все достоинства и недостатки механических коробок передач, остается только решить для себя, сможете ли вы управлять автомобилем с такой трансмиссией. Женщины предпочитают автомобили с АКПП, а вот настоящие мужчины любят ездить на ТС с механической коробкой передач. Это связано с тем, что только на механике можно разогнать автомобиль максимально быстро.

Автоматическая коробка передач — особенности, достоинства и недостатки

Автоматика — это современная трансмиссия, которая имеет ряд преимуществ, но и недостатки у нее тоже есть. Самое главное преимущество в том, что такая коробка передач позволяет водителю ощутить все преимущества управления автомобилем. Здесь не понадобится постоянно держать правую руку на рычаге переключения передач, и постоянно выжимать сцепление. Все довольно просто, и самое главное, водителю нужно только следить за дорогой, вращая рулевое колесо. Переход на пониженные и повышенные передачи автомат выполнит самостоятельно в нужное время.

Плюсы и минусы автомата

Настоящие мужчины не признают автомат, хотя стоит раз проехаться на автомобиле с автоматической трансмиссией, как сразу ощущаются все прелести механизма. Главный недостаток в том, что на пониженных передачах автомобиль нельзя разогнать, поэтому соответственно в скоростных заездах такие автомобили участия не принимают. Чтобы понять, чем же отличается АКПП от МКПП, нужно рассмотреть принцип работы трансмиссии.

Конструктивно автоматическая коробка отличается от механики. Вместо рычага переключения передачи в АКПП устанавливается гидротрансформатор с редуктором. Переключения выполняются в автоматическом режиме, что зависит от оборотов двигателя, и изменения давления масла. Переход на пониженную передачу происходит при снижении оборотов до 1500, а повышение осуществляется при достижении 4-5 тысяч оборотов в минуту.

В конструкции АКПП отсутствуют электронные устройства, как и в механике. Однако переключение при этом осуществляется плавно, без пинков и толчков, что особенно радует водителя и пассажиров. На механике наличие пинков и толчков ощутить можно, если водитель имеет недостаточно опыта для управления автомобилем. Теперь перейдем к рассмотрению всех плюсов и минусов автоматической КПП.

Автомат в разрезе

К преимуществам автомата относятся:

  1. Автоматические КПП за счет плавного перехода на пониженные и повышенные передачи дают возможность значительной экономии топлива.
  2. Простота управления автомобилем. Переключение передач в автоматическом режиме исключает необходимость убирать ногу с педали акселератора.
  3. Увеличенный ресурс двигателя — это обусловлено тем, что исключается эффект перегазовывания.

Есть у автоматических трансмиссий некоторые недостатки, о которых полезно узнать прежде, чем выбрать автомобиль с предпочитаемом типом КПП. Недостатками АКПП являются:

  1. Несмотря на все совершенствования АКПП, они не могут соревноваться с механикой по показателям разгонной характеристики.
  2. Невозможность включения нейтральной передачи при езде накатом, иначе понадобится дорогостоящий ремонт.
  3. Большое количество масла, объем которого превышает 6 литров.
  4. В зимнее время трансмиссионное масло загустевает, поэтому зимой запустить мотора труднее. Кроме того, после запуска ДВС, понадобится его хорошо прогреть, перед тем, как отправляться в путь, чтобы не «угробить» мотор.
  5. Высокая стоимость ремонта и обслуживания. Сюда же можно приплюсовать еще и высокую стоимость авто, так как машина с автоматом всегда стоит дороже (речь идет о новых моделях).

Теперь, когда известны все достоинства и недостатки автоматических и механических коробок передач, можно делать соответствующие выводы. Конечно, выводы нужно делать самостоятельно в каждом индивидуальном случае. Как вы понимаете, сказать однозначно, что лучше автомобили с автоматом или с механикой нельзя. Все зависит от предпочтения водителя или будущего владельца ТС.

Если автомобиль для вас — это средство для комфортного передвижения, тогда смело можно выбирать машину с автоматом, посмотрев предварительно на ценник. Если ценник не пугает, тогда проблем с автоматом тоже не возникнет. Если же хотите не просто комфортно ездить, а управлять автомобилем, быть его частью, и отвечать за передвижения при спуске или на подъем, тогда необходимо выбирать машину с МКПП.

Ссылка на основную публикацию