Расширительный бачок Ланос, Сенс и Шанс — назначение, конструкция, доработка и замена

В конструкции системы охлаждения автомобилей Ланос имеется такой немаловажный элемент, как расширительный бачок. На первый взгляд этот незначительный конструктивный элемент выполняет очень важные функции на машине. Он выступает не только в роли резервуара для избыточного количества жидкости, но еще и как устройство по регулировке высокого и низкого давления в системе. Замена расширительного бачка на Шевроле Ланос — это распространенная процедура, с которой сталкивается каждый ланосовод. Почему так, разберемся в материале.

Назначение устройства

Для чего предназначен расширительный бачок на Ланосе

В качестве охлаждающей жидкости на Lanos используется антифриз, состоящий из спиртов пропилен- или этиленгликоля. Эти спирты обладают высоким коэффициентом теплового расширения, поэтому при нагревании происходит увеличение объема ОЖ.

Это влечет за собой необходимость выдавливания жидкости наружу. Для этого в конструкции системы предусмотрена установка резервуара, в который попадают излишки антифриза. При его остывании, количество жидкости уменьшается, и наблюдается снижение уровня в бачке.

Конструкция системы охлаждения

При понижении возникает эффект разрежения. Чтобы нормализовать давление внутри системы, происходит всасывание наружного воздуха. Достигается это путем использования крышки расширительного бачка с перепускным клапаном. Это клапан работает в двух режимах:

  1. Стравливание давления воздуха или режим высокого давления. Его повышение происходит при расширении жидкости.
  2. Выравнивание давления в бачке или режим низкого давления. Это достигается путем автоматического всасывания наружного воздуха при разрежении (создании вакуума).

На некоторых моделях автомобилей стравливание высокого давления и его выравнивание в системе происходит через перепускной клапан в крышке радиатора. На Ланосах для этого используется крышка расширительного бака. Она часто выходит из строя при использовании некачественного антифриза или тосола, из-за чего разрывается резервуар.

Это интересно! Чтобы определить неисправность крышки расширительного бачка на Ланосе, понадобится воспользоваться компрессором с манометром. Ниже на видео показано, как проверить исправность выпускного механизма Ланос.

Как устроен резервуар системы охлаждения на Ланосе, Сенсе и Шансе

Расширительный бачок изготавливается из прозрачного или полупрозрачного пластика, и имеет простую конструкцию. Это три штуцера для подключения шлангов, а также круглое отверстие для заливания жидкости в систему. Отверстие закрывается крышкой, и создается герметичность.

  1. Полупрозрачный корпус бачка делают для того, чтобы иметь возможность контролировать количество антифриза. Для этого на стенки резервуара наносится специальная шкала в виде двух-трех отметок — MIN и MAX. Причем на остывшем двигателе количество антифриза должно быть на 2-3 см ниже максимального уровня.Корпус бачка расширителя
  2. Крышка — это одна из важнейших конструктивных деталей бачка, которая представляет собой клапан. Она имеет встроенный механизм впуска воздуха и выпуска паров жидкости (высокое и низкое давление). Достигается это за счет пружины, которая при достижении давления свыше 150-170 кПа (1,5-1,7 bar) сжимается, открывая выход для выпуска воздуха и пара. Закрытие клапана происходит при снижении давления до 120-130 кПа. Когда антифриз остывает при неработающем моторе, создается разрежение в системе. Чтобы выровнять давление в бачке и снаружи, происходит открытие впускного клапана для всасывания воздуха.Крышка-клапан бачка Ланос

Многие владельцы автомобилей Ланос после замены расширительного бачка сталкиваются с тем, что спустя небольшой промежуток времени, он снова приходит в негодность. Связано это с неисправностью крышки бачка, которую рекомендуется регулярно чистить, а в случае выработки, ее следует заменить. Подробный принцип работы устройства описан в видео материале ниже.

Это интересно! Владельцы автомобилей Ланос рекомендуют осуществлять 1 раз в год диагностику крышки бачка расширителя. Она включает в себя промывку ее под проточной водой. Однако увеличить эксплуатационный ресурс этой детали можно путем использования качественных ОЖ.

Виды неисправности расширительного бачка

Ознакомившись с устройством рассматриваемой детали на автомобиле Ланос, можно сделать вывод о том, что основным ее видом неисправности является заклинивание выпускного клапана. Неисправность выпускного механизма крышки расширительного бачка приводит к следующим последствиям:

  1. Разрыв резервуара — если клапан заклинивает в закрытом положении, то давление при увеличении температуры антифриза начинает расти, и если при его достижении 1,5-1,7 атмосферы не осуществить стравливание, то дальнейший рост повлечет за собой разрыв бачка, радиатора или патрубков. Обычно бачок выдерживает давление до 1,8 атмосферы. Эксплуатировать автомобиль с поврежденным бачком категорически противопоказано, так как система при этом имеет низкий уровень антифриза, что может привести к образованию воздушной пробки, и повреждению патрубков системы охлаждения.Причины разрыва бачка расширителя
  2. Спадание шланга — повышение давления приводит к тому, что может слететь трубка с бачка. В этом случае понадобится вернуть ее на место, и произвести диагностику или замену крышки.
  3. Течь антифриза из-под крышки. Наблюдается такое явление по причине нарушения герметичности пробки. В этом случае может понадобиться ее замена, но первоначально нужно убедиться, что стало причиной неисправности (может быть повреждена резьба на бачке).Подтекание жидкости через пробку

Пробка может заклинить не только в закрытом положении, но и в открытом. Это также приводит к негативным последствиям. Если клапан заклинивает в открытом положении, то есть имеется постоянная связь с окружающим воздухом, это приводит к быстрому закипанию антифриза, и активному образованию пара. Любой вид неисправности пробки требует необходимости ее устранения, что зачастую достигается обычной заменой крышки.

Это интересно! На автомобилях Ланос, Сенс и Шанс бачок расширителя имеет идентичную конструкцию, а находится он на левой стойке.

Почему на расширительном бачке Ланос, Сенс и Шанс три штуцера

На расширительном бачке автомобилей Ланос имеется три штуцера, к которым подключаются шланги системы охлаждения. Штуцер с большим диаметром, который расположен снизу, предназначен для заполнения системы охлаждения антифризом.

Второй и третий штуцера расположены в верхней части резервуара, и предназначены для выполнения следующих действий:

  1. Прогрев дроссельного узла. К емкости подходит обратный патрубок, который включен в систему малого круга циркуляции.
  2. Отвод паров из радиатора. Если не отводить пар от радиатора, то в системе может образоваться воздушная пробка, что приведет к разрыву патрубков.

Назначение штуцеров

При насыщении системы воздухом, происходит снижение производительности работы отопителя в салоне автомобиля. На Ланосах наблюдается проблема с работой расширительного бачка:

  • когда жидкость из дроссельного узла возвращается в резервуар под давлением, то она ударяется о стенку бачка;
  • при этом создается избыточное количество пены и воздуха, который поступает в радиатор печки, образуя воздушную пробку.

Решается эта проблема самостоятельно путем некоторой переделкой системы. Для начала рассмотрим, как заменить расширительный бачок на Шевроле, ДЭУ и ЗАЗ Ланос, если он пришел в негодность.

Инструкция по замене бачка расширителя Lanos, Sens и Chance

Чтобы заменить на автомобиле Ланос бачок расширителя охлаждающей жидкости, понадобится подготовить предварительно следующие инструменты и материалы:

  1. Ключ на «10» и плоскогубцы.
  2. Новый бачок расширителя. Если старый резервуар был поврежден, то попытка его заклеить приведет к тому, что уже вскоре в этом месте снова образуется течь.
  3. Новая крышка. Оригинальная крышка расширительного бачка GM имеет артикул 94539597. Ниже она показана на фото.Крышка бачка расширителя Ланос оригинал

После подготовки необходимых инструментов и материалов, можно приступать к работе:

  1. Если в резервуаре имеется антифриз, тогда его нужно откачать при помощи груши или шприца и удлинительного шланга.Как выкачать ОЖ Ланос
  2. Сливать весь антифриз для того, чтобы заменить бачок расширителя на Ланосе, совсем не обязательно.
  3. Проводить работы необходимо после того, как двигатель остынет, иначе можно получить ожоги.
  4. После выкачивания ОЖ из бачка, можно приступать к его демонтажу. Для этого при помощи плоскогубцев необходимо разжать хомуты, и отсоединить шланги от штуцеров.Отсоединить шланги
  5. Если штатные хомуты выходят из строя, то их можно заменить обычными винтовыми.
  6. После того, как все три патрубка будут отсоединены от резервуара, можно приступать к демонтажу детали.
  7. Для этого ключом на «10» выкручиваются две гайки, и осуществляется замена устройства.Демонтаж бачка

Процедура замены обычно не превышает 10 минут. В завершении необходимо долить антифриз до уровня не ниже минимального. После этого запускается двигатель, и даем ему поработать 5-10 минут, чтобы «выгнуть» из системы воздух. При этом понадобится перекрыть патрубок от дросселя, и дождаться момента открытия термостата. После открытия термостата, из патрубка от радиатора будет вытекать жидкость с воздухом. Подробное описание процесса замены бачка расширителя Ланос, Сенс и Шанс представлено на видео.

Это интересно! На Ланос расширительные бачки выпускаются разными производителями, но рекомендуется выбирать оригинальное устройство от General Motors. Каталожный номер расширительного резервуара на Ланос от GM — 96182279.

Как модернизировать бачок расширителя на Ланосе для увеличения срока службы

Чтобы снизить вероятность завоздушивания системы охлаждения Ланос, понадобится выполнить некоторые доработки расширительного бачка. Причиной завоздушивания системы является вспенивание антифриза в бачке, что происходит за счет поступления ОЖ из обогревателя дроссельного узла. Устранить это явление предлагается двумя способами:

  1. Заглушить штуцер расширительного бачка, к которому подключается шланг от обогревателя дросселя. Для этого необходимо воспользоваться подходящим по диаметру болтовым соединителем (на штуцере оставить часть шланга, в который вкрутить болт, и обжать его хомутом). Шланг от дросселя при этом необходимо подключить при помощи тройника к обратке. Этот способ модернизации не трудный, но для его реализации понадобится купить латунный тройник.Заглушить шланг обратки дросселя
  2. Установить удлинительную трубку в штуцер, которая будет направлена вниз. В штуцере расширительных бачков находятся латунные обоймы, которые усиливают конструкцию. Чтобы снизить эффект образования пузырьков в резервуаре, рекомендуется извлечь гильзу из штуцера, к которому подсоединяется шланг от дросселя. Вместо короткой гильзы, установить длинную трубку 19 мм, которая будет направлена внутри бачка вниз. Жидкость будет за счет трубки направляться вниз (не ударяясь о стенку емкости), за счет чего снизится эффект образования пены. Для реализации этого способа понадобится найти или купить медную (латунную) трубку соответствующего диаметра (наружный 5,5 мм, внутренний 3 мм).Модернизация бачка расширительного на Ланосе

Многие водители не уделяют должного внимания такой детали, как расширительный бак. Однако это важный элемент системы охлаждения, неисправность которого приводит к невозможности эксплуатировать ТС. При возникновении подозрений на неисправность расширительного бака (и особенно крышки), необходимо незамедлительно прибегнуть к их устранению. Делается это путем замены вышедшего из строя устройства, что детально описано в материале.

Ссылка на основную публикацию