Пыльник ШРУСа на Ланосе — назначение и инструкция по самостоятельной замене

Шарниры угловых скоростей, известные более как ШРУСы или гранаты, представляют собой сложную деталь, являющейся важным элементом ходовой части. При неисправности этого механизма, он подлежит замене, так как является неремонтопригодным. Главный негативный фактор ускоренного износа шарнирного соединения — попадание влаги и песка внутрь механизма. Проникают они при износе резинового кожуха, который известен под названием пыльник ШРУСа. На автомобилях Ланос, Сенс и Шанс возникают повреждения резинового чехла, поэтому очень важно своевременно производить его замену. Что представляет собой замена пыльника ШРУСа на Ланосе, Сенсе и Шансе, рассмотрим детально.

Неисправный элемент

Для чего на Ланосе нужен пыльник ШРУСа

Все водители понимают, что резиновый кожух выполняет исключительно защитную роль, предохраняя важнейшую деталь от попадания внутрь влаги, песка и различных загрязнений. Если это произойдет, то срок службы механизма сократится в сотни раз, и уже буквально в течение нескольких месяцев понадобится прибегнуть к замене шарниров равных угловых скоростей. Гранта стоит относительно дорого (оригинальная), поэтому при обнаружении неисправности пыльника, следует, как можно быстрее осуществить его замену.

Роль пыльника ШРУСа на Ланосе и других автомобилях следующая:

  • защита шарнирного механизма от негативного влияния влаги, песка и пыли;
  • предохранение смазочного материала от попадания загрязнений;
  • удержание смазки внутри кожуха.

Назначение устройства

Смазка под пыльником играет очень важную роль, и при ее недостаточном количестве, увеличивается скорость износа механизма. Кожух при этом может не иметь дефектов. Однако чаще всего ускоренный расход смазки возникает по причине возникновения микротрещин, порывов, порезов и прочих дефектов на резиновом чехле.

Это интересно! Пыльник ШРУСа находится на видном месте, поэтому возьмите себе за правило при каждой смене резины «зима-лето» проверять состояние этих элементов на авто. Обнаружив малейшие дефекты, следует немедленно произвести замену защитного устройства.

Сколько пыльников ШРУСа установлено на Ланосе, Сенсе и Шансе

В конструкции ходовой части автомобиля Ланос используется по два пыльника ШРУСа для каждой полуоси. Чехлы, расположенные на валу рядом с колесом называются внешними пыльниками ШРУСа, которые защищают от негативного воздействия наружные гранаты.

Полуось на Ланос

Пыльники, которые расположены рядом с КПП, откуда выходят полуоси, называются внутренними (они защищают внутренние гранаты). Хотя воздействие внешних факторов на них меньше, но при этом они также могут выйти строя.

Это интересно! Основное негативное воздействие на внутренние пыльники — тепло от двигателя.

Как определить неисправность ШРУСа на Ланосе — когда замена пыльника уже не поможет

Шарнир равных угловых скоростей является не только важной деталью подвески автомобиля, предназначенной для передачи крутящего момента от КПП на колеса, но еще и самой капризной. Попадание внутрь сепаратора малейших загрязнений и влаги — это гарантия того, что деталь понадобится заменить. Ресурс ШРУСа составляет не менее 250-300 тысяч км, но все зависит от качества его изготовления, стиля вождения и, конечно же, исправности защитного пыльника. За этот срок службы приходится сменить не менее 5-10 чехлов, что также зависит от разных факторов, и прежде всего, качества изделий.

Дефекты устройства

Если обнаруживается наличие дефекта на пыльнике, то перед его заменой нужно убедиться в том, что механизм исправен, и не нуждается в ремонте или замене (ремонт представляет собой промывку сепаратора). Характерным признаком неисправности ШРУСа на автомобиле Ланос, ШАНС, СЕНС и других марок, является хруст. Причем проявляется этот хруст не только при поворачивании руля влево или вправо, но и при движении по прямой. Особенно четко слышен хруст при движении на малых и средних скоростях.

Это интересно! Если вы обнаружили, что при движении на автомобиле возникает металлический хруст, значит первым делом нужно исследовать ступичную часть. Течь смазки из пыльника — это главный показатель того, что ШРУС вышел из строя.

Внешний вид устройства и требования к нему

Пыльник гранаты представляет собой цилиндрической формы кожух из резинового материала. Основным моментом является наличие ребер (волн) на пыльнике, напоминающих гармошку. Такая конструкция предназначена для того, чтобы элемент при повороте колес разжимался и не деформировался.

Фиксация изделия на гранате осуществляется при помощи пары стяжных металлических хомутов. К числу основных требований, предъявляемых к резиновому кожуху, относятся:

  1. Плотность прилегания к полуоси, обеспечивая герметичность внутреннего пространства.
  2. Сохранность формы при многочисленных циклах сжатия и растяжения.
  3. Устойчивость к воздействию смазочных веществ, высоких и низких температур, а также прочих химических реагентов.
  4. Упругость и износостойкость.

Новые изделия

Для изготовления резиновых защитных чехлов ШРУСа используются такие виды материалов:

  • резина;
  • полиуретан;
  • термопластик;
  • силикон.

Выбирая пыльник ШРУСа для автомобиля Ланос, важно знать, какой из вышеперечисленных материалов отличается высоким сроком службы. Изначально стоит отметить, что найти оригинальную деталь практически невозможно, так как автомобиль снят с производства.

Это интересно! Оригинальные пыльники от GM для автомобилей Ланос изготавливаются из термопластика.

Если найти оригинальную деталь не удается, тогда остается только покупка неоригинальных изделий, изготавливаемых разными производителями. Об этом узнаем более детально:

  1. Резиновый пыльник для автомобилей Шевроле и ДЭУ Ланос характеризуется низкой морозоустойчивостью и, соответственно, малым сроком службы. Отсюда и низкая его стоимость.
  2. Термопластиковый кожух — главным его недостатком является смещение с посадочного места, что приводит к разгерметизации, и соответственно попаданию пыли и влаги в механизм. Оригинальные термопластиковые изделия служат не менее 10 лет.
    Термопластиковый элемент
    Пыльник ШРУСа термопластиковый
  3. Силиконовый пыльник — имеет такие недостатки, как малая прочность и высокая мягкость, что приводит к его соскакиванию с посадочного места спустя некоторое время. Производители решают проблему путем изготовления изделий большой толщины, но в этом случае увеличивается их стоимость.
    Силиконовое устройство
    Силиконовый кожух ШРУСа
  4. Полиуретан — это один из самых лучших материалов для изготовления пыльников, но и он имеет недостаток. Проявляется он в виде снижения герметичности.
    Полиуретановый элемент
    Чехол ШРУСа из полиуретана

Исходя из характеристик материалов, используемых для изготовления пыльников ШРУСа, можно отметить, что не имеет значения, насколько дорогая деталь приобретается. Если устанавливать неоригинальный кожух, то следует регулярно (особенно зимой) контролировать его состояние. Если удается найти оригинальный пыльник или полиуретановый, то прослужит он в 5 раз дольше аналогов.

Это интересно! Характерным признаком неисправности пыльников является визуальное обнаружение трещин и прочих дефектов, а также течь смазки из него. Причем смазка может вытекать не только из повреждений на кожухе, но и через уплотнения стянутые хомутами.

Как определить неисправность пыльника ШРУСа на авто

Чтобы своевременно выявить дефекты резиновых кожухов, следует регулярно производить их осмотр. Особенно это касается моментов, когда автомобиль эксплуатируется в условиях бездорожья, при поездках по полям, грунтовым дорогам или при попадании в яму.

Дефекты изделия

Неисправность устройства можно определить визуально при осмотре:

  1. Если обнаруживается разрыв изделия. Чаще всего такие дефекты возникают между ребрами.
  2. На внешней стороне пыльника обнаруживаются следы смазки.
  3. Многочисленные мелкие трещины.

Если есть подозрения на неисправность кожуха, то не стоит затягивать с его заменой. Процедура замены пыльника ШРУСа на Ланосе не сложная, и каждый владелец справиться с этой задачей.

Выбор пыльника ШРУСа на Ланос, Сенс и Шанс

Пыльник ШРУСа относится к расходным материалам, поэтому выпускаются эти элементы разными производителями. Не имеет смысла перечислять всех производителей этих устройств, так как каждый день появляются новые.

  1. Выбирая неоригинальную деталь, нужно быть уверенным в том, что она подходит для автомобиля. Малейшие неточности недопустимы, что приведет к снижению герметичности и вытеканию смазки.
  2. По возможности рекомендуется выбирать оригинальные детали от GM. Найти их труднее, и зачастую приходится заказывать в интернете, но при этом после их установки, они прослужат действительно очень долго.
  3. Используя отзывы в интернете, в том числе, и на нашем сайте, вы можете ориентироваться на выбор изделий от соответствующих производителей.

Перед тем, как покупать наружный пыльник ШРУСа на Ланос, нужно осмотреть деталь, которая установлена на вашем авто. Для Ланосов выпускается более двух видов наружных кожухов шарнира равных угловых скоростей. Отличаются они не только по количеству ребер, но и по размерам.

  1. Пыльник наружный из трех ребер имеет артикул GM 26002104, и следующие размеры: высота 110 мм и внутренние диаметры отверстий 22 и 78 мм.
  2. Кожух из 6 ребер имеет заводской номер GM 96243578, и размеры: высота 147 мм и внутренние диаметры 23 и 83 мм (встречается чаще на автомобилях Ланос).

Посчитайте количество ребер на вашем пыльнике, чтобы не ошибиться с покупкой. Расстояние в несколько миллиметров играет очень важную роль.

Что касаемо производителей, то изделия от корейской компании Onnuri показали себя не самым лучшим образом, так как срок их службы исходя из отзывов ланосоводов, не превышает 1 года. Хотя и стоят они не дорого, но мало кто желает каждый год снимать полуось, чтобы осуществить повторную замену пыльников. Одним из лучших производителей пыльников является компания GKN/Loebro/Spidan. Стоит также обратить внимание на изделия следующих производителей:

  • ICRBI;
  • KoreaStar;
  • FSO;
  • Кременчугрезинотехника — для автомобилей ЗАЗ Ланос, СЕНС и Шанс.

После покупки кожухов, можно приступать к проведению работ по их замене.

Замена наружного (внешнего) пыльника ШРУСа Ланос — подробная инструкция

Процесс замены пыльников гранаты на Ланосе, Сенсе и Шансе вовсе не трудный, как может показаться изначально. Если у вас имеется набор основного инструмента, то вы можете сэкономить деньги на посещении СТО. Для замены понадобится специальная смазка для ШРУСа, которая обычно идет в комплекте с кожухом. Не забудьте также подготовить специальный съемник стопорных колец, гвоздодер и новую гайку ступицы.

Рассмотрим пошаговый процесс по замене пыльника гранаты на автомобиле Шевроле и ДЭУ Ланос 1.5. Аналогично осуществляется замена для автомобилей Сенс и Шанс.

  1. Для начала загоняем автомобиль в гараж или на ровную площадку, и приступаем к снятию колеса, где планируется проведение работ. Сразу нужно отметить, что произвести замену пыльника ШРУСа на Ланосе без снятия полуоси невозможно. Хотя сегодня выпускаются разборные модели резиновых кожухов, но доверия они еще не получили, так как вопрос обеспечения герметичности у них находится под сомнением.
  2. Ослабляем шпильки крепления колеса. Включаем первую передачу, и выкручиваем ступичную гайку, предварительно демонтировав металлический колпачок.Выкрутить гайку
  3. После ослабления ступичной гайки, поддомкрачиваем автомобиль, и полностью вывинчиваем шпильки крепления. Демонтируем колесо.Снятие колеса
  4. Устанавливаем страховочные опоры.
  5. После этого следует повернуть руль в сторону для удобства проведения работ.Повернуть руль
  6. Демонтируется суппорт, что необходимо для упрощения проведения работ. Чтобы снять суппорт, необходимо выкрутить два болта с шестигранной шляпкой с внутренней стороны.Крепление суппорта
  7. Суппорт извлекается из посадочного места, и подвешивается на проволоку, чтобы не мешал.
  8. Демонтируется тормозной диск, выкрутив болты крепления при помощи отвертки. Тормозной диск снимать не обязательно, но в этом случае усложняется процесс замены.Тормозной диск
  9. Далее приступаем к снятию шаровой опоры. Предварительно щеткой по металлу очищается резьба с гайкой крепления шаровой опоры.Очистить резьбу
  10. Используя гаечный ключ на «19», осуществляется выкручивание гайки крепления шаровой опоры. При необходимости используем жидкость WD-40.Выкрутить гайку
  11. Демонтаж шаровой опоры осуществляется при помощи специального съемника. Если съемника нет, тогда подойдет молоток и лом. Подробное описание процесса демонтажа шаровой опоры на Ланосе в этом материале.Снятие опоры
  12. После снятия шаровой опоры можно вывести из зацепления полуось со ступицей.Снятие полуоси
  13. Рычаг переключения передач переводится в нейтральное положение.
  14. Очищаем поверхность пыльника от загрязнений. Это делается для того, чтобы исключить попадание внутрь механизма загрязнений.Очистка поверхности ШРУСа
  15. Механизм гранаты следует промывать керосином в случае, если пыльник порван, и внутрь попали загрязнения. Если же кожух целый, а замена производится по причине появления микротрещин, то необходимость промывки сепаратора отсутствует.
  16. При помощи плоскогубцев снимаются хомуты крепления кожуха.Снять хомуты пыльника
  17. Далее по направлению полуоси стягивается пыльник.Извлечь старый пыльник
  18. Удаляем лишнюю смазку, чтобы получить доступ к механизму.
  19. ШРУС соединяется с полуосью при помощи стопорного кольца. Чтобы разъединить эти детали, нужно снять стопорное кольцо. Для этого понадобятся щипцы для стопорных колец, которые работают на разжим.
    Съемник стопорных колец
    Съемник стопорных колец
  20.   Ниже на фото показано, как выглядит и где находится стопорное кольцо внутри ШРУСа.ШРУС Ланос
  21. Используя съемник, разжимается стопорное кольцо, и выводится из зацепления с полуосью граната.Разжатие стопорного кольца ШРУС
  22. Далее при необходимости очищаем и промываем механизм ШРУСа. Можно его разобрать и проверить на наличие дефектов, если для этого есть соответствующие причины. Процесс разборки, ремонта и замены гранаты на Ланосе описан в другом материале.
  23. Извлекаем с вала старый пыльник, и на его место устанавливается новый, предварительно очистив полуось от загрязнений.
  24. Перед посадкой пыльника на ось, необходимо надеть хомут меньшего диаметра.Установить хомут
  25. Далее на вал до проточки насаживается резиновый чехол.
  26. Фиксируем пыльник хомутом. Теперь понадобится воспользоваться обычным гвоздодером.
    Гвоздодер
    Гвоздодер для деформации крепления хомута
  27. Гвоздодер нужен для того, чтобы сжать хомут.Деформировать хомут пыльника
  28. После сжатия хомута, приступаем к напрессовыванию смазки внутрь ШРУСа. Многие ошибочно заполняют в избытке смазкой внутреннюю часть пыльника, что является неправильным. В процессе работы подшипника смазка заполнит внутреннюю часть резинового кожуха.Добавить смазку
  29. Граната насаживается на шлицы полуоси.Установить ШРУС на полуось
  30. Подбиваем молотком ШРУС до момента, пока он не будет зафиксирован стопорным кольцом. При этом услышится характерный щелчок.Посадить гранату до щелчка
  31. Закрепляем пыльник хомутом аналогично, как и в первом случае.
  32. Далее осуществляется сборка в последовательности обратной снятию. Единственный важный момент — при сборке нужно закрутить новую гайку ступицы (полуоси), поэтому не забываем приобрести ее вместе с заменяемым кожухом.

На этом процесс замены наружного пыльника на автомобиле Ланос завершен. Аналогично выполняется процедура для автомобилей Сенс и Шанс, а также другие марок. Процесс замены пыльника ШРУСа рассмотрен для автомобиля Ланос с левой (водительской) стороны. Замена кожуха с правой стороны выполняется в аналогичной последовательности. Полуось левая и правая на Ланосе отличаются по размеру. Подробное видео по замене пыльника ШРУСа на Ланосе показано в видео материале.

Замена пыльника внутреннего ШРУСа Ланос, Сенс и Шанс

Если есть признаки износа не только внешнего, но и внутреннего пыльника гаранты на Ланосе, то рекомендуется сразу осуществить замену обоих устройств. Внутренние пыльники выходят из строя реже в силу того, что они испытывают меньшие усилия сжатия при повороте колес. Если все же изделия нуждаются в замене, то делается это следующим образом:

  1. Когда полуось будет освобождена из зацепления со ступицей (пункт 12 предыдущего раздела), необходимо извлечь ее из КПП.
  2. Далее процесс замены внутреннего пыльника ШРУСа на Ланосе осуществляется на снятой полуоси.
  3. Принцип разборки внутренней гранаты аналогичен, как и в случае с наружным ШРУСом. Граната фиксируется стопорным кольцом. Чтобы заменить оба пыльника на полуоси, не обязательно демонтировать обе гранаты. Для этого снимаем один ШРУС (любой), и осуществляем замену обоих кожухов.Замена внутреннего пыльника ШРУСа Ланос
  4. Собранную полуось устанавливаем на место, и выполняем сборку в обратной разборке последовательности.

На видео ниже показано, как заменить внутренний кожух ШРУСа на Ланосе.

Как видно, процесс замены пыльников гранат на Ланосе не трудный, а по времени работы занимают не более 2-3 часов времени. Чтобы понимать всю важность необходимости поддержания пыльников в исправном состоянии, следует отметить, что стоимость нового ШРУСа составляет от 2000 рублей (не оригинал). Оригинал соответственно обойдется в 2 раза дороже. Кроме того, если ШРУС выйдет из строя, то автомобиль не сможет продолжить самостоятельное движение. Именно поэтому очень важно не только уметь менять самостоятельно пыльники гранат, но еще и контролировать их состояние на своем автомобиле.