Инструкция по замене задних тормозных колодок на Ланосе, Сенсе и Шансе: разбираемся в конструкции, определяем необходимость замены и меняем своими руками

На автомобилях Ланос, Сенс и Шанс используется задний тормозной механизм барабанного типа. Состоит это устройство из таких главных конструктивных узлов, как тормозные колодки и барабан. На сегодня этот тип устройств уже считается морально устаревшим, и поэтому его заменяют дисковыми тормозами. Однако полностью исключить использование барабанного механизма невозможно, так как даже при условии использования дисковых устройств на задней оси, барабанные применяются для обеспечения функционирования стояночного тормоза. Устройства относятся к категории бюджетных видов, и поэтому именно они используются на автомобилях Ланос. Как заменить задние тормозные колодки на Ланосе, а также определить необходимость проведения этой процедуры, подробно описано в нашем материале.

Как устроен барабанный механизм Ланос

Как устроены барабанные тормоза

Кроме колодок и барабана, к составным элементам рассматриваемых устройств относятся:

  • рабочий и главный цилиндры, внутри которых расположены поршни;
  • стяжные и возвратные пружины;
  • распорки;
  • стойки для поддержки тормозных колодок;
  • механизм стояночного тормоза.

На Ланосе устанавливаются задние барабанные тормоза с двумя цилиндрами, эффективность которых выше, чем у одноцилиндровых. Ниже представлен внешний вид рабочего тормозного цилиндра на два поршня с составными элементами, по которым не сложно разобраться, как работает механизм.

Тормозной цилиндр конструкция

Одну из главных ролей в конструкции рабочего цилиндра барабанных тормозов играют уплотнительные манжеты.

По какому принципу работает тормозной механизм барабанного типа

Принцип работы у барабанных тормозов простой, и не составит труда даже новичку понять особенности их функционирования. Для того чтобы осуществить торможение задних колес барабанными колодками, происходит выполнение следующих действий:

  1. При нажатии водителем на педаль тормоза, в магистрали возрастает давление жидкости, создаваемое в главном тормозном цилиндре.
  2. Жидкость воздействует на поршни рабочих цилиндров, что приводит к их перемещению.
  3. Поршни давят на тормозные колодки, которые фрикционным слоем соприкасаются с внутренней частью тормозного барабана.
  4. При этом происходит снижение скорости движения автомобиля.
  5. Когда прекращается воздействие на педаль тормоза, давление жидкости в системе снижается, и тормозные устройства возвращаются в исходное положение за счет их сжатия пружинами.

Принцип работы барабанных тормозов

При осмотре задних колодок барабанных тормозов можно обнаружить такую картину, когда фрикционный слой на переднем элементе (по ходу движения авто) имеет больший уровень износа, чем на заднем. Связано это с тем, что передние устройства прижимаются к барабану сильнее, чем задние. И поэтому очень часто владельцы при замене колодок, меняют их не комплектом, то есть 4 штуки, а по одной с каждой стороны.

 

Какие преимущества и недостатки у барабанных тормозов

Очень интересный вопрос, которым задаются многие автовладельцы. Сначала перечислим все преимущества барабанных тормозов:

  • простота конструкции;
  • низкая стоимость обслуживания и ремонта;
  • высокая эффективность функционирования, что связано с большой площадью соприкосновения.

Назначение элементов барабанных тормозов

Однако механизмы имеют и некоторые недостатки, за счет которых они становятся все менее востребованными. К недостаткам барабанных тормозов относятся:

  1. Худшие показатели охлаждения, что влияет на скорость износа не только фрикционных накладок, но и барабана.
  2. Нестабильное торможение, что проявляется в случае попадания внутрь воды или различных загрязнений.
  3. Высокая вероятность залипания колодок к барабану при включении стояночного тормоза во время морозов.

К недостаткам можно также отнести сложность процесса замены колодок. Для этого требуется разобрать конструкцию, состоящую из распорки, а также стяжных и растяжных пружин. В дисковых тормозах процесс замены происходит намного проще и быстрее.

Как определить необходимость замены барабанных колодок

Колодки барабанного типа имеют достаточно высокий эксплуатационный ресурс, который зависит от различных факторов. Основным из них является качество изделий. Продукция низкого качества может прийти в негодность уже через пару тысяч км. Качественные устройства обычно отхаживают 2-3 срока замены передних дисковых колодок. Именно поэтому владельцы автомобилей с барабанными тормозами реже задаются вопросом о том, как заменить задние тормозные колодки.

Чтобы определить степень износа и необходимость замены задних колодок на Ланосе, понадобится произвести их визуальный осмотр. Сделать это можно через ревизионное отверстие на опорном диске. Однако надеяться на него не стоит, так как измерить износ через него не удастся. Именно поэтому используется второй вариант. Для этого следует демонтировать барабан и, вооружившись штангенциркулем, измерить фрикционный слой. Производитель рекомендует осуществлять замену барабанных колодок на Ланосе, если наружный слой уже менее 0,5 мм.

Это интересно! Категорически противопоказано допускать полный износ фрикционного слоя, так как это приведет к ускоренному износу барабана, а также его деформации и перегреву.

Выбор задних колодок на Ланос

К признакам износа задних тормозных колодок на Ланосе, Сенсе и Шансе относятся следующие факторы:

  1. Скрип в задней части при торможении, который не гарантирует, что причиной является износ фрикционного слоя. Однако обязательно нужно разобрать механизм, и найти причину возникновения скрипа.
  2. Не держит ручник — если со временем пропадает усилие стояночного тормоза, и попытки натяжения троса не помогают, тогда это говорит о высокой вероятности износа колодок.
  3. При торможении заднюю часть уводит в сторону, а на скользкой дороге происходит занос.
  4. Попадание на фрикционный слой различных агрессивных веществ, которые не только влияют на степень торможения, но еще и способствуют ускоренному износу устройств. К таковым веществам относятся не только масла, но и тормозная жидкость. Попасть на фрикционный слой она может по причине нарушения целостности резиновых манжет. В итоге возникает течь рабочих цилиндров, что снижает не только эффективность торможения, но еще и способствует ускоренному износу фрикционных накладок.
  5. Увеличение тормозного пути, а также неравномерное и рывковое замедление автомобиля.

Определение износа

Средний срок службы барабанных тормозов составляет 70 тысяч км пробега. Говорить о точных цифрах не приходится, ведь во внимание нужно принимать такие условия, как характер вождения, условия эксплуатации, а также отсутствие воздействия негативных влияний.

Это интересно! Определившись после проведения диагностики с тем, что задние колодки на автомобиле Ланос нуждаются в замене, следует прибегнуть к реализации этого процесса. Однако предварительно рассмотрим вопрос выбора качественных изделий на Ланос, Сенс и Шанс.

Выбор оптимальных вариантов задних барабанных колодок на Ланос, Сенс и Шанс

На Ланосы предлагается множество вариантов задних колодок от разных производителей. Однако отличаются такие изделия не только стоимостью, но и качеством. Рассмотрим варианты задних колодок на Ланос, которым следует отдать предпочтение:

  1. Hi-Q — многие выбирают изделия именно этого бренда, так как они достаточно надежные, и имеют большой срок службы. Номер по каталогу SA055.Задние тормозные колодки Hi-Q на Ланос
  2. ATE — дорогие немецкие варианты, которые имеют артикул 03013702672. Выбирают их редко, ведь стоимость их достаточно высокая.
  3. Metelli — продукция итальянского бренда. На Ланосы выбираются изделия, которые имеют номер 53-0309. Отличаются высоким качеством и надежностью.
  4. NK (Brake Shoes) — имеют номер 2736540.Колодки задние тормозные на Ланос EK

Выбирать необходимо качественные и, главное, не дешевые колодки, ведь от них зависит ваша безопасность, а на этом экономить нельзя.

Снятие и замена задних тормозных колодок на автомобилях Шевроле, ДЭУ, ЗАЗ Ланос, Сенс и Шанс: подробная инструкция с фото и выделением важных моментов

Перед проведением работ по снятию и замене задних тормозных колодок на Ланосе, следует подготовить необходимые инструменты. К таковым относится стандартный набор гаечных ключей, плоскогубцы или пассатижи, зубило, а также молоток. При проведении манипуляций по снятию колодок могут понадобиться дополнительные инструменты, что зависит от индивидуальных случаев.

Это интересно! Рекомендуется использовать нижеописанную инструкцию для замены колодок, в которой подробно описан каждый шаг. Эта инструкция будет полезна как для новичков, так и для опытных мастеров, которые, как показывает практика, не всегда знают, как правильно установить задние колодки на Ланос, Сенс и Шанс.

Ниже на видео можно увидеть результат работы «опытных мастеров» по замене задних тормозных колодок на Ланосе, который продемонстрировал автор видео.

Подготовив необходимый инструмент, переходим к непосредственной реализации задачи:

  1. Автомобиль следует разместить на ровной поверхности, и поддомкратить заднюю часть.
  2. Ручник при этом следует опустить до упора, иначе демонтировать колодки не получится, так как они будут удерживать барабан. Чтобы обездвижить автомобиль, необходимо не только включить первую скорость, но и положить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
  3. Если трос ручника затянут до упора, тогда его следует ослабить. Для этого в салоне сзади необходимо снять пепельницу.Снять пепельницу Ланос
  4. Поддеть отверткой пластиковую заглушку, и демонтировать ее. Освободив доступ к механизму натяжения троса ручника, можно прибегнуть к его ослаблению.Извлечь пластиковую заглушку
  5. Используя ключ на «10» с удлинителем, осуществляется ослабление затяжки регулировочной гайки.Как отрегулировать ручник
  6. Сам регулировочный механизм на автомобилях марки Ланос, Сенс и Шанс выглядит следующим образом, как показано на фото ниже.Как выглядит механизм натяжения троса стояночного тормоза Ланос
  7. Далее переходим к снятию заднего колеса, где первой будет производиться замена колодок. Важно понимать, что колодки как спереди, так и сзади следует менять комплексно, то есть с двух сторон одновременно.Снятие колеса
  8. Следующий шаг предусматривает необходимость снятия металлического колпачка. Для этого понадобится зубило и молоток. Перед этим очищаем поверхность барабана от загрязнений, используя металлическую щетку.Снятие колпачка со ступицы
  9. Снимаем шплинт.Шплинт ступицы
  10. Выкручиваем гайку, используя ключ на «24».Выкрутить гайку ступицы Ланос
  11. На следующем этапе демонтируется барабан. Однако здесь стоит отметить, что в большинстве случаев сделать это не так просто. Если он не поддается ручному демонтажу, тогда первым делом убеждаемся, что ручник не выжат, и трос ослаблен. Далее используем простой способ демонтажа заднего барабана Ланос, для чего следует установить колесо, зафиксировав его несколькими шпильками. Легкими рывками пытаемся снять барабан, дергая колесо. Если этот способ не позволяет достичь желаемой цели, тогда используем деревянный брусок длиной 20-30 см и молоток. С обратной стороны к кромке барабана прикладывается торцевая часть бруска. Молотком наносятся удары, прокручивая при этом по окружности барабан.Снятие тормозного барабана Ланос
  12. Получив доступ к колодкам, можно приступать к их демонтажу.
  13. Рекомендуется протереть ось от смазки. Это делается не только для того, чтобы не испачкать руки, но и предупредить попадание загрязнений в смазку, которая в итоге ускорит износ ступичного подшипника.Протереть от смазки ось
  14. Проверяем состояние барабана. Здесь также важно сделать отступление, и прибегнуть к проверке барабана на износ, что влияет на возможность его дальнейшей эксплуатации. Как определить, что барабан пора менять на Ланосе? Для этого нужно измерить его внутренний диаметр (лучше штангенциркулем), который не должен быть более 200 мм. Допустимый рабочий диаметр барабана может указываться на внутренней его поверхности.Как измерить внутренний диаметр тормозного барабана Ланос
  15. Производя замеры внутреннего диаметра барабана в нескольких местах, можно определить его элипсность. Получаемые значения не должны иметь отклонений более чем на 0,5 мм. В противном случае барабан подлежит замене.
  16. Если барабан удовлетворяет требованиям эксплуатации, тогда перед его дальнейшим использованием следует при помощи болгарки удалить буртик по окружности барабана (при его наличии).Удалить буртик на барабане
  17. Подготовив барабан, можно прибегнуть к замене задних тормозных колодок на Ланосе. Для начала измеряем степень их износа, что и является главным признаком необходимости проведения работ по замене. Минимально допустимая толщина фрикционной накладки на задних тормозных колодках автомобилей Ланос, Сенс и Шанс составляет 0,5 мм. Однако причинами необходимости проведения их замены являются также такие факторы, как неравномерный износ, повреждение фрикционной части или стальной конструкции колодки, а также прочие виды дефектов.
  18. Приступаем к демонтажу задних колодок. Перед этим, если вы осуществляете работы впервые, не помешает сделать фото расположения всех конструктивных узлов. Первым делом необходимо демонтировать верхнюю распорную пружину. Показана она на фото ниже.Демонтаж верхней пружины для снятия задних колодок Ланос
  19. Далее осуществляется демонтаж крепления так называемого «солдатика» (по-научному штифт), при помощи которого фиксируется колодка. Для его снятия, необходимо воспользоваться пассатижами. Снимается он путем захвата наружной шайбы. Далее необходимо ее прижать к колодке, и провернуть до совмещения со специальными вырезами внутри шайбы.Демонтаж крепежной шайбы
  20. Сам «солдатик» показан на фото ниже.Крепежный механизм задних тормозных колодок
  21. После этого можно снять первую колодку.Снять колодку Ланос
  22. Снимаем шайбу «солдатика» со второй колодки, и демонтируем ее вместе с пружиной.Снять шайбу штифта Ланос для демонтажа колодки
  23. Теперь очищаем поверхность от загрязнений. Проверяем функционирование тормозного цилиндра путем его перемещения рукой в обе стороны.Проверка исправности рабочего тормозного цилиндра
  24. Кроме того, важно обратить внимание на отсутствие потеков, а также повреждений резиновых манжет. При их наличии, понадобится прибегнуть к замене цилиндра. Как это сделать, можно почитать в этой статье (ссылка).Неисправность рабочего цилиндра задних тормозов Ланос
  25. После этого осуществляется установка новых колодок на Ланос. Первой нужно ставить колодку, которая оснащена рычагом срабатывания от ручника.Отсоединить колодку от троса стояночного тормоза
  26. Фиксируем ее «солдатиком» с пружиной и шайбой.Установить колодку и зафиксировать ее шайбой со штифтом
  27. Предварительно следует отметить, что при проведении работ может понадобиться ремкомплект для задних тормозных колодок. Стоимость неоригинальных комплектов невысока, но при их использовании важно обратить особое внимание на длину всех пружинок, которые должны быть идентичными со штатными. В противном случае, рекомендуется оставлять штатные детали или покупать оригинал. Ниже на фото неоригинальный комплект.Неоригинальный ремкомплект для заднего тормозного механизма Ланос
  28. В ремкомплект барабанных тормозов Ланос входят следующие оригинальные детали: штифт пружины колодки (GM 06638956), шайба крепления (GM 93740526), пружина «солдатика» (GM94535388), нижняя пружина колодок (GM94535436), корончатая шайба (94525222). Отдельно поставляется ремкомплект для левого и правого задних тормозных механизмов, в которые входят: верхняя пружина, распорная планка, скоба, пружина натяжения самоподводящего механизма и флажок. При заказе оригинала, важно знать следующие их артикулы: ремкомплект для левого механизма GM 96395381 и правого GM 96395382.Оригинальный ремкомплект задних тормозов Ланос
  29. Далее произвести смазку резьбы распорной пластины (даже если ставится новая), которая отвечает за автоматическую подтяжку колодок по мере износа фрикционного слоя.Смазать резьбу распорной пластины
  30. Переставляем пластину со скобой на новую колодку. Здесь очень важный момент. В этом месте (показано на фото) нужно не забыть установить корончатую шайбу.Место установки корончатой шайбы
  31. Ставится она выпуклой частью наружу.Расположение корончатой шайбы на колодке
  32. Ее забывают ставить большинство не только автолюбителей, но и мастеров на СТО. Теперь о ее предназначении. Если ее не установить, то механизм подтяжки колодок работать не будет. Рычаг не будет попадать между зацепом штока регулятора, и тем самым подтяжка не будет осуществляться. Ниже показана корончатая шайба, артикул которой указан выше.Корончатая шайба
  33. Ставим колодку на место, фиксируя ее «солдатиком» с пружиной и шайбой.Закрепление детали
  34. После этого устанавливается нижняя прижимная пружина, используя пассатижи.Установить нижнюю пружину
  35. Устанавливается верхняя пружина, которая при проведении демонтажа колодок, снималась первой. Чтобы ее установить, понадобится приложить усилия для растяжения.Установка верхней пружины
  36. Устанавливается также пружина рычага, которая отвечает за натяжения саморегулирующего механизма колодок.Установить пружину рычага
  37. На ее установку также важно обратить внимание. Ставить ее нужно путем заведения за колодку, чтобы обеспечить прижим края рычага к вилке. На фото ниже показано правильное ее расположение.Правильное расположение пружины
  38. На фото ниже пружина рычага установлена не правильно.Неправильно установленная пружина
  39. На этом этапе процесс замены задних тормозных колодок на автомобиле Ланос, Сенс и Шанс завершен. Остается только произвести аналогичные процедуры с другой стороны, а также выполнить натяжение ручника. Как это сделать, выясним далее.

Процедура замены задних тормозных колодок на Ланосе занимает по времени не более 2 часов. При этом исключается необходимость посещение СТО, где за такую услугу придется заплатить пару тысяч рублей. Ниже на видео показано описание замены задних тормозных колодок на Ланосе. 

Дополнительно! После установки колодок важно обратить внимание на исправность механизма самоподвода. В случае его неисправности, выполняем следующие действия:

  1. Настроить положение колодок так, чтобы фрикционный слой располагался максимально близко к внутренней поверхности барабана. Выполняется это преимущественно в том случае, если подводящий механизм не функционирует, что может возникнуть по причине использования неоригинальных деталей из ремкомплекта. В частности, неоригинальный флажок может отличаться от штатного, и не доставать по длине до регулировочной гайки, как показано на фото. В идеале такого быть не должно.Самоподводящий механизм Ланос
  2. Если механизм самоотвода колодок исправен, тогда проведение этой процедуры не требуется.
  3. Устанавливаем барабан, и проверяем наличие люфта по отношению к колодкам. Люфт должен быть минимальным, что говорит о незначительном зазоре между колодками и поверхностью барабана.Установить барабан Ланос
  4. В зависимости от величины зазора между колодками и барабаном, производим регулировку. Для этого отверткой нужно вращать гайку распорного механизма вверх или вниз.Подтянуть механизм распорной пластины вручную Ланос
  5. Вниз вращается гайка, чтобы разжать колодки, а вверх для их сжатия.
  6. Устанавливаем барабан на место, и проверяем, чтобы он не терся о фрикционный слой колодок. В противном случае, производится ослабление натяжения распорной планки.
  7. Аналогичная процедура выполняется также и с другой стороны. Делается это сразу после установки новых колодок. Когда барабан будет установлен на место, закручивается гайка, и перед установкой шплинта, проверяется люфт ступичных подшипников. Он должен быть минимальным. Шплинтуем гайку, и закручиваем колесные шпильки.
  8. В завершении таких работ устанавливаем защитный металлический пыльник, добавив в него смазку.

Назначение самоподводящего механизма задних тормозных колодок в том, чтобы по мере износа фрикционного слоя обеспечить одинаковый зазор между колодкой и внутренней частью барабана. Работает механизм по следующему принципу: при торможении от действия поршней тормозного цилиндра происходит разжимание колодок, и их прижимание к барабану. Выступ рычага регулятора при этом перемещается по впадине между зубьями храповой гайки. Когда происходит износ фрикционного слоя, при торможении автомобиля, рычаг регулятора получает свободный ход, которого достаточно для проворачивания храповой гайки на один зуб. Таким образом, увеличивается длина распорной планки, и тем самым уменьшается зазор между колодкой и барабаном. В итоге водителю требуется реже производить процесс регулировки натяжения ручника.

Как отрегулировать натяжение троса ручника на Ланосе, Сенсе и Шансе

После проведения процедуры замены задних тормозных колодок на Ланосе, понадобится выполнить регулировку или натяжку ручника.

Конструкция ручного стояночного тормоза

Переходим к непосредственной регулировке натяжения троса. Важно знать, что делать это необходимо только после того, как будет произведена замена задних колодок с обеих сторон.

  1. Натяжение троса ручника выполняется из салона. Для этого ключом на «10» осуществляется подтяжка регулировочной гайки в салоне. Проверяется натяжение путем вращения заднего колеса, которое не должно подтирать. Как только будет чувствоваться, что колесо трет о колодки, необходимо ослабить гайку на 1-2 оборота.
  2. Далее проверяется количество щелчков ручника. Правильно считается настроенным ручник в том случае, когда при первом щелчке происходит незначительное трение колодок о барабан. На втором щелчке колеса блокируются, и провернуть их можно, но с большим усилием. На третьем щелчке колеса провернуть невозможно.
  3. Проверку натяжения ручника следует проверять регулярно, ведь на Ланосах колодки участвуют в процессе торможения автомобиля, поэтому изнашиваются быстро. И соответственно, если сейчас настроенный ручник функционирует хорошо, то через 5-10 тысяч он может «не держать» автомобиль вовсе.

На автомобилях Ланос, Сенс и Шанс используются задние тормоза барабанного типа. Они менее эффективны по сравнению с дисковыми, но их исправность влияет на безопасность эксплуатации транспортного средства. При первых признаках неисправности заднего тормозного механизма, в частности, при износе колодок, их следует незамедлительно заменить.