Датчик детонации на Ланосе — где стоит и когда нужно менять

Работа инжекторного ДВС контролируется электронным контроллером. Соответствующие данные о работе тех или иных узлов ЭБУ получает от датчиков, устанавливаемых в разных местах. Одним из таковых устройств в конструкции автомобилей Ланос является датчик детонации. Эта деталь контролирует нормальное воспламенение смеси в цилиндрах. Бывает такое, что в цилиндре возникает детонация. Устройство сообщает об этом ЭБУ, который принимает решение о нормализации подачи топлива и настройке зажигания. Где находится датчик детонации на Ланосе, как он устроен, а также особенности его замены, рассмотрим подробно.

Датчик детонации на Ланос

Что называется детонацией двигателя

Чтобы понять для чего предназначен датчик детонации на Ланосе, потребуется разобраться с понятием детонация. Этот процесс именуется детонационное сгорание или произвольное самовоспламенение топлива, который представляет собой нестабильную работу мотора, проявляющуюся в виде взрывного воспламенения ТВС. При сгорании ТВС в цилиндре возникает взрыв, который протекает со скоростью 30 м/с. Ненормальное сгорание, сопровождающееся увеличенной скоростью до 2000 м/с, говорит о детонационном процессе.

Что такое детонация

Такое сгорание ТВС в цилиндрах является опасным, и при частом его возникновении способствует сильному сокращению ресурса двигателя. При детонировании ДВС под удар первыми попадают такие конструктивные элементы, как ГРМ и ЦПГ. Чтобы процесс при возникновении был практически мгновенно ликвидирован, в конструкции ДВС используется специальный датчик. Этот элемент является своего рода шумоулавливателем или микрофоном.  

Насколько опасен процесс детонации для ДВС

Процесс детонации двигателя очень опасен, и на это имеются соответствующие причины. Чтобы понимать эти причины, вспомним, как происходит такт сжатия топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Когда поршень движется вверх, происходит сжатие ТВС. Смесь сгорает от искры, создаваемой свечой зажигания, когда поршень не доходит до верхней точки при угле опережения 2-3 градуса. Завершается процесс, когда поршень движется в обратном направлении, дойдя до ВМТ.

Чем опасна детонация для автомобиля

Процесс детонации проявляется следующим образом — когда поршень в момент сжатия движется вверх, то примерно на середине пути возникает искра на электродах свечи зажигания, тем самым воспламеняя порцию смеси. При этом на поршень, который не достиг ВМТ, воздействует мощная взрывная волна, отталкивающая его в обратном направлении. При таком воздействии нарушается нормальная работа ДВС, происходит потеря мощности и увеличивается расход.

Основные причины возникновения детонации:

  1. Бензин не соответствует октановому числу, рекомендуемое производителем
  2. Конструктивные особенности ДВС
  3. Условия эксплуатации транспортного средства

Продолжительное воздействие процесса детонации на двигатель способствует ускоренному износу деталей. Именно поэтому ДД считается одним из основополагающих элементов, которые принимают непосредственное участие в работе двигателя. Если ДД неисправен, то его необходимо быстро заменить. В вопросе о том, как проверить датчик на исправность, и как его заменить на Ланосе, разберемся подробно.

Виды устройств и принцип их работы

В инжекторных двигателях невозможно отрегулировать угол опережения зажигания вручную, так как за этот процесс отвечает электроника. Чтобы предотвратить возникновение самопроизвольного воспламенения смеси, на инжекторных моторах ставится датчик, располагающийся между 2 и 3 цилиндрами на блоке ДВС. Принцип работы этого устройства заключается на пьезоэффекте, и воспринимает шумы, возникающие в диапазоне от 25 до 75 Гц.

В природе существует два типа датчиков детонации — резонансные и широкополосные. Отличаются эти устройства не только внешне, но и по конструкции. Забегая на перед, надо отметить, что на Ланосах устанавливаются ДД широкополосные. Ставятся такие датчики на автомобили Сенс и Шанс, а также многие другие модели. Резонансные ДД ставятся на автомобили марки Тойота. Оба типа устройств функционируют на основании пьезоэффекта, то есть при сжатии пластинки, происходит формирование электрического импульса.

Устройство и принцип работы широкополосного ДД

Широкополосные датчики являются более распространенными, так как имеют они плоскую форму в виде таблетки. Крепятся они к блоку при помощи одного болта. Эти датчики еще называют пьезокерамическими, что обусловлено их конструктивными особенностями. Работает элемент следующим образом:

  1. Когда двигатель запущен, то датчик формирует сигнал в виде переменного напряжения с определенной частотой и амплитудой
  2. Как только возникает эффект детонации, соответственно меняется амплитуда вибраций мотора, и частота увеличивается
  3. При увеличении частоты, начинает повышаться напряжение, которое фиксируется ЭБУ
  4. ЭБУ понимает, что в двигателе происходит детонация, и начинает принимать соответствующее решение о ее предотвращении

Виды ДД

Широкополосные датчики состоят из пьезокерамического элемента в виде шайбы, а также стального грузика, изолятора (смола) и контрольного резистора. Грузик воздействует на пьезометрический элемент, посредством чего происходит увеличение электрического импульса. Переменный резистор нужен для того, чтобы при работе двигателя незначительное переменное напряжение, которое образуется от вибрации, не поступало на ЭБУ. При детонации начинает пробивать резистор, и напряжение поступает на контроллер.

Описание принципа работы ДД

Рассмотрим принцип работы резонансного датчика детонации. Он имеет вид бочонка, и его еще называют пьезоэлектрическим устройством за счет своей конструкции. ДД резонансный состоит из пьезометрического элемента и вибропластины. Принцип работы таких элементов заключается в следующем:

  1. От ЭБУ на датчик подается постоянное напряжение величиной 5В
  2. Внутри устройства стоит резистор, который понижает опорное напряжение до 2,5В
  3. Когда двигатель работает без детонации, то напряжение на датчике составляет 2,5В
  4. Как только возникает детонация, ДД начинает генерировать сигнал переменного тока
  5. Этот сигнал поступает на ЭБУ по той же цепи, что и постоянное напряжение питания 5В
  6. Блок управления считывает сигнал в виде переменного напряжения, и понимает, что двигатель работает нестабильно, тем самым принимая соответствующее решение об изменении угла опережения зажигания

Устройство и принцип работы резонансного ДД

На автомобилях Шевроле и ДЭУ Ланос, а также Сенсах и Шансах ставятся широкополосные датчики, которые имеют плоскую конструкцию. Эти устройства являются достаточно надежными, а из строя они выходят крайне редко, как и датчики положения коленвала.

Признаки поломок устройства на Ланосе

Если при работе мотора возникают сбои, то это говорит о необходимости выполнения диагностических манипуляций. Для этого вовсе не обязательно ехать в автосервис, так как выявить неисправность датчика детонации на Ланосе можно самостоятельно. Главными причинами, по которым может сформироваться неисправность устройства, являются такие факторы:

  1. Повреждение проводки
  2. Износ внутренних деталей
  3. Окисление контактов

О неисправности рассматриваемого устройства на автомобиле Ланос свидетельствуют следующие факторы:

  • Автомобиль не набирает обороты
  • Наблюдаются нестабильная работа мотора на ХХ
  • Звонкий шум или цокот в двигателе. Этот эффект многие привыкли называть цокотом пальцев, что не является правильным
  • Возникновение черного дыма в выхлопных газах
  • Повышение расхода топлива

Конструктивные особенности ДД

Как видно, рассматриваемый датчик на инжекторном автомобиле также может быть следствием повышенного расхода топлива. Самый главный фактор поломки ДД на Ланосе — это индикация Check Engine, которая говорит о неисправности работы двигателя. Чтобы не пришлось гадать, действительно ли неисправен детонирующий датчик, необходимо произвести проверочные манипуляции.

Это интересно! Выявить неисправность датчика детонации можно по соответствующим кодам ошибки. Это такие коды, как Р0324, Р0325, Р0326, Р0327 и Р0328.

Как проверить датчик на исправность

С проверкой датчика детонации сможет справиться каждый водитель. Для проведения проверочных манипуляций понадобится мультиметр. Чтобы проверить исправность устройства, понадобится демонтировать его с автомобиля. При выполнении демонтажных работ важно исключить падение и удары детали, так как внутри находится чувствительный пьезометрический элемент, который может повредиться.

Как проверить ДД

Щупы мультиметра подсоединить к контактам 1 и 2 снятого датчика, и включить режим измерения постоянного напряжения. Причем измерять необходимо минимальные значения напряжения, так как его величина будет составлять около 0,03-0,15 В. Далее следует постучать по устройству металлическим предметом (не сильно), и зафиксировать показания мультиметра. Вместо ударов, можно сдавливать ДД. Если мультиметр не будет показывать никаких значений, значит этот элемент неисправен, и он подлежит замене.

Это интересно! Рассматриваемое устройство может иметь два или три контакта. На Ланосе этот датчик имеет три контакта, которые представляют собой — сигнальный провод, масса и экран. Надо отметить, что третий контакт (экранирующий) применяется на устройствах, которые имеют встроенную проводку. На автомобилях Сенс и Шанс применяются двухконтактные датчики детонации, к которым фишка подключается напрямую.

Проверить исправность резистора можно мультиметром, включенным в режим измерения сопротивления. Сопротивление резистора на ДД Ланос не должно быть менее 100 кОм. Щупы присоединить к выводам устройства, и снять значения.

Сопротивление ДД

Еще можно проверить датчик детонации на Ланосе следующим простым способом.

  1. Не снимая элемент с автомобиля, завести двигатель
  2. Увеличить обороты коленвала до 2-2,5 тысяч оборотов
  3. Ключом постукивать по блоку двигателя
  4. Если деталь исправна, то во время постукивания будет наблюдаться уменьшение оборотов двигателя
  5. Если ЭБУ не реагирует на звонкий стук, значит элемент неисправен, и нуждается в замене

Максимально-точная проверка исправной работы ДД осуществляется при помощи осциллографа. Чтобы заменить датчик детонации на Ланосе, следует найти его расположение, а после этого демонтировать.

Где стоит датчик детонации на Ланосе и как его заменить

Как уже упоминалось выше, располагается датчик детонации на автомобилях между 2 и 3 цилиндрами. Следовательно, на Ланосе искать этот элемент следует на блоке двигателя. На Ланосах с 8-клапанными агрегатами получить доступ к детали можно из подкапотного пространства. Находится он ближе к моторному щиту рядом с трубой вентиляции картера.

ДД на Ланос

Если же автомобиль 16-клапанный, то здесь возникают трудности с доступом к датчику детонации. Чтобы снять его и заменить, понадобится ставить автомобиль на смотровую яму, и снимать защиту масляного картера. Ниже на фото показано, где находится датчик детонации на Ланосе.

Где находится датчик детонации на Шевроле и ДЭУ Ланос

Теперь разберемся с особенностями снятия и замены датчика на Шевроле и ДЭУ Ланос. Чтобы снять эту деталь, необходимо выполнить такие манипуляции:

  1. Отключить минусовую клемму от АКБ. Это необходимо, чтобы сбросить настройки на ЭБУ
  2. Отсоединяется колодку от датчикаОтсоединить фишку от ДД
  3. При помощи ключа на «12» нужно выкрутить крепежный болт, которым устройство крепится к блокуВыкручиваем винт крепления ДД
  4. Новый элемент монтируется в обратном порядке, предварительно очистив место расположения устройства

На фото ниже показано расположение датчика детонации на автомобилях Сенс.

Где находится датчик детонации на Сенсе

 

Затяжку крепежного болта следует выполнять с определенным моментом 20Hм, поэтому если не используете специальный ключ, то старайтесь не переусердствовать, чтобы не сорвать резьбу в блоке.

На этом процесс снятия и замены датчика детонации на Ланосе завершен, и остается после замены прибегнуть к проверочному запуску мотора. Что касаемо выбора датчика, то здесь никаких трудностей не возникает. На Ланосы нужно покупать датчики со встроенным проводом и фишкой, а на Сенсы устанавливаются устройства без провода с двумя контактами.