Замена ГУР на Ланосе и Шансе 1,5: подробная инструкция по снятию насоса

Современные автомобили оснащаются усилителями рулевого управления, которые подразделяются на три основных вида: электрические, гидравлические и электрогидравлические. Автомобили Ланос и Шанс 1,5 оснащаются (в зависимости от комплектации) гидравлическими системами рулевого управления. При правильной эксплуатации устройств, они служат достаточно долго, что связано с простотой их конструкции. Если механизм выходит из строя, то возникает необходимость замены ГУР на Ланосе, но предварительно следует провести диагностику, и выявить точную причину неисправности.

Снятие насоса ГУР Ланос

Какие функции выполняет гидроусилитель на автомобилях Ланос и Шанс

Гидравлический усилитель руля или сокращенно ГУР относится к элементам рулевого управления, и предназначен для того, чтобы снизить величину прикладываемого усилия водителем при вращении руля для поворота колес. Если автомобиль оснащен гидроусилителем, то это говорит о повышенном комфорте при его эксплуатации.

За счет ГУР упрощается и облегчается процесс управления транспортным средством. Особенно ценится этот механизм при маневрированиях, поворотах, а также при парковке. Однако снижение величины прикладываемых усилий водителем на рулевое колесо — это не единственное достоинство ГУР. С его помощью происходит смягчение ударов, которые передаются на руль при передвижении по неровной дороге.

Внешний вид насоса ГУР Шанс

Это интересно! Благодаря использованию ГУР, снижается величина передаточного числа, что в итоге отражается на уменьшении количества оборотов руля. Для сравнения: на Ланосах без ГУР количество оборотов руля для перемещения колес слева направо до упора составляет 4-5, а при использовании усилителя, снижается до 2-3 раз.

Как устроена система ГУР на Ланосе

Гидроусилители руля ставятся на автомобили, рулевое управление которых имеет червячную и винтовую передачу. Основными конструктивными элементами механизма являются:

  1. Расширительный бачок — в нем находится жидкость, за счет которой и происходит функционирование механизма. В бачке располагается фильтрующий элемент, а также разметка для контроля уровня. Масло в системе выполняет различные функции: смазывающую — осуществляет смазку трущихся деталей, охлаждающую — исключает вероятность перегрева механизма, передаточную — передает усилие от насоса к гидравлическому цилиндру. Фильтр в бачке предназначен для того, чтобы задерживать металлические частицы, которые образуются вследствие истирания и выработки трущихся деталей.Расположение расширительного бака системы ГУР Ланос
  2. Насос ГУР — один из важнейших элементов, который нужен для поддержания требуемого давления в системе, а также принудительной циркуляции жидкости. Располагается насос ГУР на Ланосе и Шансе в области шкивов ГРМ, и крепится он к блоку цилиндров, а в действие приводится от вращательной энергии коленчатого вала. Передача усилия выполняется при помощи ременной передачи.Насос ГУР внешний вид ЛаносМногие автовладельцы автомобилей Ланос и Шанс 1,5 хорошо знакомы с насосом ГУР, ведь при необходимости замены помпы и термостата, деталь подлежит демонтажу. На Ланосах устанавливаются насосы роторного типа, которые характеризуются высоким КПД, надежностью и большим сроком службы. Состоит устройство из корпуса с лопастным ротором, который в действие приводится от вала, соединенного со шкивом. Конструкция насоса ГУр ЛаносВ процессе вращения лопасти захватывают жидкость и, повышая ее скорость течения, направляют к распределителю. Давление в системе, создаваемое насосом, может достигать 100-150 Бар, и зависит от скорости вращения коленчатого вала.
  3. Распределитель — находится в рулевом механизме, и служит для того, чтобы осуществлять распределение рабочей жидкости в требуемую полость цилиндра (зависит от направления вращения руля) и обратно в расширительный бачок. Составными элементами распределителя выступают такие детали, как поворотный золотник, торсион и вал. Схематически конструкция распределителя представлена на фото.Устройство распределителяТорсион являет собой тонкий пружинистый стержень, который закручивается под воздействием момента вращения руля. Вал с золотником соединены друг с другом, а внутри циркулирует жидкость. Золотниковая часть соединена с шестерней рулевого механизма, а вал — с карданным валом руля. Внутри этих деталей размещен торсион, который крепится одной стороной к валу, а второй к поворотному золотнику.
  4. Гидроцилиндр с соединительными магистралями. Гидроцилиндр является встроенным в рулевую рейку, и состоит из поршня со штоком. Шток соединяется с валом рулевой рейки, перемещение которого реализуется при воздействии давления жидкости на поршень. Шланги нужны для того, чтобы обеспечить циркуляцию масла в системе. С их помощью происходит соединение расширительного бака с насосом и гидроцилиндром.Комплект системы ГУР ЛаносВажно отличать, что магистрали делятся на два типа: трубки низкого и высокого давления. К первому типу относятся изделия, соединяющие распределитель, гидроцилиндр и насос, а ко второму — трубки, соединяющие бачок с насосом, а также распределитель с бачком.

Принцип работы гидроусилителя руля

Механизм гидроусилителя руля на автомобилях Ланос и Шанс достаточно простой, что положительно отражается на сроке ее службы. В случае неисправности, возникает необходимость проведения диагностики. Сделать это можно самостоятельно, если знать не только конструкцию, но и принцип работы системы.

Принцип работы гидроусилителя руля Ланос и Шанс

Работа гидроусилителя руля на Ланосе осуществляется по следующему принципу:

  1. При запуске мотора, когда отсутствует прикладывание усилия на руль, происходит перекачивание жидкости по системе, что осуществляется от работы насоса ГУР, соединенного с коленчатым валом при помощи ременной передачи.
  2. При вращении руля начинает передаваться усилие на вал распределителя вместе с торсионом. Золотник остается неподвижным, так как его вращению препятствует сила трения колес. В зависимости от того, в какую сторону вращается руль, происходит совмещение каналов, через которые подается жидкость в определенную полость гидроцилиндра рулевой рейки. Таким образом, происходит воздействие давления жидкости на поршень, что в итоге приводит к изменению угла положения колес. Из полости с противоположной стороны цилиндра жидкость через открывшиеся каналы поступает обратно в расширительный бак. Чем больше угол поворота руля, тем соответственно выше скорость закручивания торсиона, что влияет на величину открытия перепускных каналов. Чем больше каналы открываются, тем выше усилие на поршень, и как следствие, на шток рулевой рейки, осуществляет давление жидкости.Схема работы системы ГУр Ланос
  3. Если руль удерживается в повернутом положении, тогда происходит вращение поворотного золотника с последующим его выравниванием относительно вала распределителя. Распределитель при этом занимает среднее положение, и жидкость осуществляет циркуляцию по системе без совершения какой-либо работы (т.е. жидкость не поступает в рейку).
  4. При выкручивании руля в крайнее положение с его удержанием происходит воздействие высоких нагрузок на систему. Перегрузку испытывает насос ГУР, что приводит к повышению шума при его функционировании. Следствием перегрузки насоса ГУР, соединенного с коленчатым валом, является избыточная нагрузка на двигатель, что влияет соответственно на снижение его мощности.

Принцип работы системы ГУР

Владельцам автомобилей, у которых установлен механизм ГУР, важно знать одну особенность: категорически противопоказано удерживать руль в крайнем левом или правом положении дольше 5 секунд. В идеале рекомендуется вовсе не допускать, чтобы колеса были повернуты в крайнее положение. Такие процессы способствуют ускоренному износу гидроусилителя, что в итоге приведет к необходимости его ремонта. Более подробно о том, по какому принципу работает гидравлический усилитель руля, можно посмотреть на видео.

Какие преимущества применения ГУР на автомобиле

Этот раздел будет полезен тем, кто собирается купить автомобиль Ланос, и при этом решает, стоит ли переплачивать за наличие в конструкции гидроусилителя. Как известно, Ланосы уже давно не выпускаются, поэтому сегодня приобрести такой автомобиль можно только в б/у виде. Однако его популярность говорит о том, что это один из надежных автомобилей бюджетного класса, который ко всем преимуществам, характеризуется простотой обслуживания, ремонта и невысокой стоимостью запчастей.

Признаки неисправности насоса ГУР Ланос

Если вы также запланировали установить на Ланос ГУР, что вполне возможно, и об этом на сайте обязательно будет размещена статья, тогда полезно будет узнать обо всех достоинствах гидроусилителя руля. К ним относятся:

  1. Надежность — это одна из самых надежных систем, которая имеет большой срок службы, что подтверждено нечастыми возникновениями поломок. Чтобы исключить вероятность появления неисправностей, необходимо обеспечить своевременную замену масла в системе, а также исключить вероятность работы механизма при сильных нагрузках.
  2. Комфорт — процесс управления автомобилем с ГУР действительно легче и удобнее. Это положительно влияет на возможность маневрирования, а также исключает усталость при продолжительных поездках на авто.
  3. Возможность управления автомобилем при неисправности — если механизм выходит из строя, то водитель обнаружит это путем увеличения усилия, которое необходимо прикладывать на руль для поворота колес. Это ощущает водитель, но при этом автомобиль можно продолжать эксплуатировать, хоть при этом становится сложнее крутить руль.

Схема ГУР

ГУР на Ланосе имеет и некоторые недостатки. Важным считается увеличение расхода топлива, что связано с дополнительной нагрузкой, которую испытывает коленчатый вал при вращении насоса. Однако этот недостаток не воспринимается всерьез, так как комфорт управления автомобилем превыше всего.

Насос ГУР Ланос и Шанс замена

Это интересно! Важно отметить еще один минус данного механизма, который заключается в постоянстве функционирования насоса ГУР, нагнетающий давление масла. Он работает постоянно при запуске двигателя, что соответственно способствует износу составных его деталей.

Основные виды неисправностей механизма ГУР на Ланос и Шанс

Гидроусилитель руля представляет собой надежный механизм, который служит достаточно долго при условии регулярного его обслуживания. Важнейшим правилом проведения ТО является своевременная замена жидкости. От ее качества зависит эффективность работы системы, а также срок службы деталей. Однако, как и все виды механизмов, ГУР может давать сбои, которые проявляются следующими факторами:

  1. Возникновение толчков в руль — проявляются при осуществлении поворотов.
  2. Возрастает прикладываемое усилие для поворота колес.
  3. Повышается шума работы насоса ГУР.
  4. Течь жидкости в местах соединения.
  5. Вибрации в руле.
  6. Значительное облегчение вращения руля при высокой скорости. Это также говорит о возможной неисправности механизма.

Неисправности гидроусилителя руля Ланос

Рассмотрим основные виды неисправностей гидроусилителя на Ланосе и Шансе 1,5, а также причины их возникновения и способы определения.

  1. Толчки в руль чаще всего возникают вследствие ослабления натяжки приводного ремня, который соединяет шкив коленвала с насосом ГУР. При проскальзывании ремня происходит закачка жидкости рывками, что проявляется в виде толчков в руль. В случае чрезмерного износа ремня, его необходимо заменить. Регулировка натяжения ременной передачи осуществляется путем смещения генератора. Оптимальным считается такое натяжение, когда ремень можно прокрутить на угол до 90 градусов.Проверка натяжения ремня генератора
  2. Увеличение усилия при прокручивании руля — необходимо проверить уровень жидкости в бачке, а также исправность ременной передачи. Если проблема после замены ремня и увеличения усилия его натяжения не исчезает, тогда следует прибегнуть к замене жидкости и проверке системы на герметичность.
  3. Шум при работе — если обнаруживается вой насоса ГУР на Ланосе, то это свидетельствует об износе подшипника. Для устранения неисправности, насос необходимо демонтировать и выполнить его ремонт. Причиной износа подшипника может быть израсходование смазки, а также повреждение сальников. Замена насоса выполняется в том случае, когда при его ремонте выявляется наличие дефектов внутренних деталей или механизм неразборной.Подшипник насоса ГУР Ланос
  4. Течь жидкости — когда обнаруживается такой признак, то это зачастую говорит о преобладании чрезмерного давления в системе. Возникает по причине нагрузок, когда водитель до упора проворачивает руль, и в таком положении удерживает его длительное время. Течь может возникнуть в магистралях, в соединениях или рабочих механизмах. Для начала выявляем место течи, после чего приступаем к его устранению, что зачастую реализуется подтяжкой соединений, а также заменой уплотнителей и магистралей.
  5. Вибрация руля — возникает по причине наличия воздуха в системе. Система является герметичной, а ее разгерметизация может быть вызвана нарушением качества соединений. Рекомендуется выполнить прокачку гидроусилителя, и в случае повтора такого проявления, следует отыскать место подсоса воздуха, и устранить поломку.

Неисправности распределителя и гидроцилиндра возникают крайне редко. Имея представление о проявлении неисправностей гидроцилиндра на Ланосе, можно прибегнуть к проведению самостоятельной диагностики и устранению поломок.

Замена насоса гидроусилителя руля на Ланосе и Шансе 1,5

Насос является одной из самых подверженных поломкам деталей, что связано с его постоянным функционированием, поэтому в случае появления соответствующих признаков о выходе его из строя, следует прибегнуть к выполнению демонтажа с последующим ремонтом или заменой.

Замена насоса ГУР инструкция

Процесс снятия и замены ГУР на Ланосе не представляет никаких трудностей, и может быть выполнен самостоятельно владельцем автомобиля без помощи специалистов на СТО. Кроме того, не составит труда выполнить разборку и ремонт насоса ГУР своими руками. Для реализации процесса понадобится подготовить необходимые инструменты. Весь процесс можно разделить на три этапа:

  1. Слив жидкости из системы ГУР.
  2. Демонтаж насоса ГУР с последующим его ремонтом или заменой.
  3. Установка насоса и прокачка системы.

Каждый этап рассмотрим отдельно, что позволит всем владельцам автомобилей Ланос и Шанс прибегнуть к самостоятельному устранению неисправностей механизма.

Как слить масло ГУР Ланос и Шанс 1,5

Чтобы снять насос гидроусилителя руля с автомобилей Ланос и Шанс 1,5, необходимо предварительно слить из системы масло. Если оно давно не менялось, то рекомендуется сразу же его заменить. Сливание жидкости из системы выполняется следующим образом:

  1. Первоначально необходимо подвесить переднюю часть автомобиля, поддомкратив с двух сторон. Это выполняется для того, чтобы облегчить процесс вращения руля, что необходимо для слива жидкости из системы.
  2. Откручиваем крышку расширительного бака системы ГУР.Расширительный бак системы ГУР Ланос
  3. При помощи шприца (чем больше кубов, тем лучше) выкачать из бака всю жидкость.Выкачиваем жидкость с ГУР
  4. Выкачиваем жидкость до фильтра, который находится внизу.Фильтр в баке системы ГУР Ланос
  5. Чтобы добраться до магистралей низкого давления, которые приходят к расширительному бачку, необходимо предварительно демонтировать расширительный бак системы охлаждения. Жидкость из системы охлаждения сливать не нужно. Для этого ослабляются хомуты, которыми крепятся патрубки.
  6. Отсоединяем трубки обратки от расширительного бачка системы охлаждения.Отсоединить шланг
  7. Выкручиваем две гайки крепления расширительного бака системы охлаждения, и снимаем его, отведя в сторону.Выкрутить две гайки крепления
  8. Вывинчиваются ключом на «10» два болта крепления расширительного бака системы ГУР.Выкрутить два болта крепления расширительного бака системы ГУР
  9. Снимаем бак ГУР, предварительно ослабив крепление хомутов. При отсоединении бокового патрубка необходимо тянуть его аккуратно в сторону, но никак не совершая движений вверх и вниз, так как на конце штуцера расположен клапан, который можно легко повредить.Клапан на расширительном баке
  10. На магистраль, которая идет от рулевой рейки (обратка гидроцилиндра), и подсоединяется к расширительному баку сбоку, необходимо надеть пластиковую бутылку. Это делается для того, чтобы слить остатки жидкости из гидроцилиндра.Слив жидкости из системы
  11. После этого вращаем руль в правую и левую сторону до упора несколько раз, пока из шланга не перестанет вытекать масло.

После этого можно переходить ко второму этапу снятия насоса гидроусилителя на Ланосе и Шансе 1,5. Подробное описание слива жидкости (масла) из системы ГУР на Ланосе описано в видео ниже.

Как снять и заменить насос ГУР на Ланосе и Шансе 1,5: подробная инструкция с фото

Теперь можно переходить к демонтажу ГУР на Ланосе и Шансе 1,5, что осуществляется для его ремонта (если он разборной) или замены в случае выхода из строя. Реализуется это путем выполнения следующих действий:

  1. Для обеспечения свободного доступа к насосу ГУР, необходимо предварительно демонтировать корпус воздушного фильтра, отсоединив гофру.Снятие корпуса фильтра воздухозаборника Ланос
  2. Ослабляется соединение магистрали высокого давления. Для этого понадобится ключ на «17» и «22». Ключом на «22» вращается гайка, а ключом на «17» она удерживается вместе с шлангом.Ослабить соединение ГУР Ланос
  3. Используя пассатижи, необходимо ослабить крепление хомута, который фиксирует подводящий шланг, идущий от расширительного бака. Отсоединяем шланг от патрубка насоса ГУР.Ослабить крепление хомута
  4. Ослабляется крепление генератора ключом на «13», после чего снимается ремень генератора, который соединяется со шкивом насоса ГУР.Ослабить болт крепления генератора
  5. Вывинчиваются болты крепления шкива ГУР, используя ключ на «12» и шестигранник на «8», при помощи которого фиксируется вал в неподвижном состоянии.Открутить болты крепления шкива насоса ГУР
  6. Демонтируется шкив насоса ГУР.
  7. Ослабляются (не выкручивать полностью) два болта крепления насоса ГУР, используя ключ на «12».Насос ГУР Ланос
  8. Вывинчиваются два верхних и два боковых болта крепления крышки корпуса системы ГРМ.Выкрутить болты крепления крышки ГРМ
  9. Снимается крышка корпуса ГРМ.Снятие крышки системы ГРМ Ланос
  10. Вывинчиваются до конца болты крепления насоса ГУР, после чего он демонтируется с автомобиля.Снять насос гидроусилителя Ланос

Далее проводится замена насоса гидроусилителя руля на Ланосе или его ремонт. Стоит заметить, что ремонт насоса ГУР представляет собой замену подшипника и сальника. Проведение ремонта возможно в случае, если механизм разборного типа. Выше представлена инструкция по снятию для ремонта или замены насоса ГУР на примере Ланоса и Шанса с объемом двигателя 1,5 литра. Как осуществляется замена насоса ГУР на Ланосе 1.6, можно посмотреть на видео.

После ремонта или использования нового насоса ГУР, его установка осуществляется в порядке обратном снятию. В завершении работ необходимо прокачать систему. Обязательно важно сделать это правильно, иначе возможен выход из строя насоса. Как это реализовать, подробно описано в этом материале (ссылка).

Подводя итог, необходимо отметить, что одним из важнейших конструктивных элементов системы гидроусилителя руля является насос. Именно этот механизм испытывает постоянные нагрузки, так как в работу он включается сразу после запуска двигателя, и функционирует постоянно. Чтобы увеличить срок службы насоса ГУР на Ланосе, важно обеспечить правильную его эксплуатацию. Достигается это выполнением двух важных действий: своевременной заменой масла в системе, а также нельзя допускать, чтобы колеса при запущенном двигателе были повернуты до упора в правую или левую сторону дольше 5 секунд.