Все о дроссельной заслонке Ланос и Шанс: назначение, принцип работы, неисправности, очистка, замена и артикул нового изделия

Одним из важнейших конструктивных элементов двигателя внутреннего сгорания является дроссельная заслонка. Эта деталь представляет собой клапан, посредством которого происходит регулируемая подача воздуха. Изделие имеет простую конструкцию, что влияет на ее ресурс работы. В конструкции автомобилей марки Ланос и Шанс также используется заслонка дросселя, которая в случае неисправности, напрямую влияет на работу двигателя. Какие виды поломок могут возникнуть у этой детали, способы их выявления и устранения, а также особенности снятия и замены дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе, рассмотрим подробно.

Внешний вид изделия

Что называется дроссельной заслонкой

Это простейший конструктивный элемент, размещаемый на входе в коллектор двигателя на инжекторных автомобилях. Главная задача заслонки — обеспечить подачу необходимого количества воздуха в зависимости от режима работы двигателя. Заслонка представляет собой круглую пластину, которая имеет способность перемещаться на угол до 90 градусов. В вертикальном положении заслонка закрыта, что характеризует отсутствие прикладывания усилий на педаль газа. Если она повернута горизонтально, то это означает ее максимальное открытие, что зачастую возникает крайне редко, так как такое ее расположение характеризует нажатие педали акселератора до максимального положения (педаль в пол).

Положение открытия заслонки на максимум

Если в карбюраторных двигателях такая заслонка являлась частью карбюратора, то в инжекторных она представляет собой отдельный узел, который располагается между коллектором и воздушным фильтром. В силу того, что инжекторные автомобили оснащены электроникой, то электронному блоку крайне важно знать, в каком положении находится заслонка. Ведь от ее расположения зависит количество подаваемого топлива через форсунки. Для этого в корпусе узла дросселя устанавливается специальный датчик, который называется ДПДЗ. Он соединяется с валом заслонки, и фиксирует угол изменения положения, передавая сигнал на ЭБУ.

Механическая дроссельная заслонка на Ланос: конструкция и принцип работы

Корпус дроссельной заслонки изготавливается из алюминия или дюралюминия. Механические устройства являются самыми простейшими видами, которые отличаются низкой стоимостью и ремонтопригодностью. Однако они уступают по точности и корректности функционирования, электромеханическим и электрическим моделям. На автомобили Ланос устанавливаются механические дроссельные заслонки, конструкция которой представлена на фото ниже.

Такие устройства работают следующим образом:

  1. Педаль газа соединяется с дроссельной заслонкой, а точнее, ее валом, посредством троса и поворотного рычага. Когда водитель нажимает на педаль газа, то посредством стального троса происходит воздействие на рычаг, который поворачивает заслонку. Чем сильнее нажатие на педаль, тем больше угол открывания заслонки.
  2. При ее открывании, увеличивается поток всасываемого воздуха, что в итоге приводит к увеличению оборотов коленчатого вала.
  3. При увеличении объема подаваемого воздуха, требуется повышенная подача топлива. Для этого ЭБУ считывает информацию о величине открытия заслонки (в зависимости от изменения угла открывания изменяется напряжение), и корректирует подачу топлива.
  4. Когда водитель отпускает педаль газа, заслонка закрывается, и объем подачи топлива снижается (в таком режиме передвижения потребление топлива минимальное). Движение на скорости с отпущенной педалью газа называется перемещение накатом. Такой способ движения является полезным для двигателя.
  5. Если же водитель включает нейтральную скорость и продолжает катиться, то потребление топлива возрастает, что собственно важно учитывать, когда вы задаетесь вопросом о том, почему на Ланосе увеличивается расход топлива.

Устройство на Ланос 1,6

Заглохнуть двигателю при полностью закрытой заслонке не позволяет регулятор холостого хода. В конструкции дроссельного узла имеется отдельный канал (он называется байпасным), который расположен перед заслонкой. Воздух через него поступает, когда заслонка закрыта, и тем самым не позволяет заглохнуть мотору при отпущенной педали акселератора.

Канал холостого хода управляется регулятором РХХ, сигналы на величину открывания он получает от ЭБУ. Канал холостого хода обязательно должен быть управляемым (если для сравнения, то регулятор ХХ представляет собой ручной газ на карбюраторных авто), что необходимо для обеспечения нормальной и стабильной работы двигателя. К примеру, при запуске мотора зимой, канал ХХ открывается незначительно, так как двигатель еще не прогрет, а воздух поступает холодный. Когда мотор прогревается, регулятор увеличивает диаметр открываемого отверстия, подавая больше воздуха, тем самым снижая расход топлива. Если запускается прогретый мотор летом, то регулятор сразу открывает максимальную подачу воздуха через канал ХХ.

Это интересно! Знать особенности работы инжекторного двигателя важно, чтобы иметь возможность определения причин нестабильной работы мотора, и устранения поломки.

Виды неисправностей заслонки дросселя, признаки и способы устранения на Ланос

На автомобилях Ланос и Шанс заслонка дросселя является слабым местом. Со временем эксплуатации автомобиля, заслонка покрывается черным нагаром из пыли и картерных газов, которые приводят к возникновению проблем, отражающихся на работе мотора, причем не только на холостом ходу, но и в движении. Рассмотрим основные виды неисправностей дроссельной заслонки, и способы их устранения на Ланосе:

  1. Датчик положения дроссельной заслонки. Если он выходит из строя, то работа двигателя переходит в аварийный режим. При его неисправности обязательно загорается индикация «ЧЕК» и высвечивается соответствующая ошибка на бортовом компьютере (P0122). И хотя датчик имеет простейшую конструкцию, именно он становится причиной некорректной работы двигателя. Существует два типа датчиков, которые можно также установить на Ланос. Первый тип датчика называется потенциометрический. Он состоит из ползунка и резистивных дорожек, которые с течением времени истираются. Такой датчик стоит не дорого, но при этом имеет небольшой ресурс работы. Если вы используете потенциометрический датчик ПДЗ, то рекомендуется заменить его на магниторезистивный. В отличие от предыдущего типа, такой элемент не имеет контактирующих частей, что положительно влияет не только на срок его службы, но и точность функционирования. Основные симптомы, свидетельствующие о том, что из строя вышел ДПДЗ — это: сложный запуск двигателя, возникновение рывков при движении, ухудшение динамики, увеличение расхода и на холостом ходу двигатель может перегазовывать или глохнуть. Датчик не подлежит ремонту, и поэтому в случае его неисправности, следует произвести замену.Датчик положения заслонки
  2. Загрязнение канала холостого хода — проявляется в виде возникновения плавающих оборотов. Еще мотор на холостом ходу может сразу глохнуть, поэтому приходится всегда перегазовывать. Решается проблема очисткой каналов, но лучше всего, произвести полную чистку дроссельного узла. Как это сделать на Ланосе и Шансе, рассмотрим детально.Канал холостого хода
  3. Нарушение герметичности или подсос воздуха, который может возникнуть через прокладку между дроссельным узлом и коллектором. Проблема решается путем замены прокладки. Недостатком подсоса воздуха является не только то, что в коллектор поступает больше воздуха, чем необходимо, но еще и происходит всасывание загрязненного воздуха. Определить подсос воздуха можно по характерному звуку. Для этого нужно прислушаться к работе двигателя. Если идет подсос в дроссельном узле, то будет слышен свист.Причины подсоса воздуха
  4. Загрязнение заслонки — если перепускная пластина покрыта тройным слоем нагара, то это непременно отразится на качестве работы двигателя. Во-первых, она не закрывается полностью при отпускании педали газа, в результате чего мотор будет работать некорректно на холостом ходу. Во-вторых, заслонка может заклинивать, и поэтому не исключается возникновение подергиваний автомобиля при нажатии на газ. В-третьих, нагар препятствует прохождению достаточного количества воздуха, что и влияет на работу мотора. В-четвертых, загрязнения от заслонки поступают в цилиндры, что приводит к образованию нагара, и в итоге снижается ресурс ЦПГ. Загрязненная заслонка обязательно должна быть очищена. Проводить ревизию рекомендуется один раз в 50-80 тысяч км. Для визуальной проверки состояния заслонки нужно только отсоединить патрубок подачи воздуха. Важно также понимать, что заслонка не должна засоряться каждые 10-20 тысяч км пробега. Причина частого загрязнения может быть в том, что поступающий воздух плохо фильтруется. Замените фильтр, и в будущем меняйте его чаще. Если пластина в масле, то это может свидетельствовать только о том, что на ней оседают пары картерных газов, которые притягивают пыль.Загрязнение устройства
  5. Неисправность регулятора холостого хода. На автомобилях Ланос и Шанс часто возникают проблемы именно с этим устройством. Деталь представляет собой электрический шаговый двигатель, который в зависимости от времени подачи импульса от ЭБУ, осуществляет открывание и закрывание игольчатого клапана на определенную величину. Устройство отвечает за работу мотора только на холостом ходу. При возникновении нагара на клапане, устройство будет работать некорректно. Кроме загрязнения клапана, возникают следующие виды неисправностей РХХ на Ланосе: пробуксовка (проявляется по причине износа червячного редуктора), заклинивание клапана в закрытом или открытом положении, неисправность электропривода и другие. Симптомы, свидетельствующие о том, что из строя вышел РХХ: проблемы с пуском двигателя, плавание оборотов, глохнет мотор при переходе в положение нейтраль. При наличии вышеперечисленных признаков, следует прибегнуть к проверке состояния РХХ, а в случае проблем с его функционированием, произвести замену.Регулятор ХХ
  6. Сбой адаптации заслонки. Адаптацией называется процесс настройки ЭБУ, посредством которого происходит корректное связывание педали газа с положением заслонки. Если говорить простыми словами, то данная процедура представляет собой обнуление значения угла положения заслонки с педалью. Такой процесс еще называется обучением ЭБУ. Выполнить обучение ЭБУ на Ланосе достаточно просто, для чего ниже приведена подробная инструкция.
  7. Люфт штока заслонки. Если обнаруживается свободный ход штока или оси заслонки, то работать она корректно не будет. Люфт зачастую возникает в случае выработки. Проверьте, чтобы ваша заслонка не люфтила, в противном случае, такое проявление — это и есть ваша причина плавающих оборотов. Исправить ситуацию можно при помощи регулировки положения заслонки. Для этого на оси имеются крепежные болты, которые следует ослабить, затем сместить вал так, чтобы не было люфта, и затянуть винты. Убедиться, что люфт отсутствует, а заслонка при этом плотно прилегает к цилиндрическому каналу.Винты регулировки положения заслонки
  8. Неисправность впускного и выпускного штуцера ОЖ. Дроссельный узел оснащен камерой (тосольный подогрев), через которую происходит циркуляция антифриза. Это необходимо для того, чтобы исключить вероятность заклинивания заслонки при ее замерзании. Часто со временем штуцера впускного и выпускного канала начинают крошиться, что приводит к возникновению потеков антифриза. Эксплуатировать дроссельный узел с неисправными штуцерами впускного и выпускного канала ОЖ категорически противопоказано. Частицы металла попадают в жидкость, и оседают в радиаторе или водяной рубашке. Ниже на фото показано, что собой представляет повреждение штуцера дроссельного узла.Дефект устройства

Несмотря на то, что дроссельный узел представляет собой не сложную конструкцию, однако причин для его неисправности достаточно. И поэтому в случае возникновения малейших подозрений на поломки дроссельного элемента, следует прибегнуть к его ремонту, замене или очистке.

Это интересно! Диаметр заслонки дросселя на Ланосе составляет 48-54 мм.

Какую заслонку дросселя ставить на Ланос и Шанс: артикул детали и установка дросселя от ВАЗ

Дроссельный узел редко меняется на автомобиле. Причиной необходимости проведения таких манипуляций является повреждение впускного и выпускных штуцеров ОЖ, неисправность вала изменения положения заслонки, повреждение механизма крепления троса от педали акселератора, а также нарушение целостности корпуса. Если возникла необходимость замены изделия, то выбирать нужно только оригинальные модели от GM. На Ланос и Шанс дроссельная заслонка имеет следующий артикул 96184568.

Новая деталь

При покупке нужно обратить внимание на соответствие с вашей заслонкой. Изделия должны быть идентичными. Особое внимание стоит уделить штуцерам тосольной камеры. Лучше выбирать модели, на которых штуцера не стальные, а латунные.

Конструкцией дроссельного узла предусмотрены дополнительные камеры: вакуум на электромагнитный клапан системы EGR (управление клапаном рециркуляции) (обозначен буквой Е) и улавливания паров бензина (от адсорбера) (обозначен буквой Р). На фото ниже они обозначены.

Штуцера на заслонке Ланос

 

Шланг вентиляции картерных газов в режиме работы двигателя на холостом ходу подключается к коллектору за заслонкой. Рядом с этим шлангом подключается трубка от ДАД

Патрубки подключения к коллектору Ланос

Штатную заслонку можно заменить изделием для автомобилей ВАЗ. Умельцы используют изделие от ВАЗ с целью получения таких качеств:

  • улучшение чувствительности педали газа;
  • ускоренное развитие оборотов и улучшение динамики;
  • снижение расхода.

Если желаете поэкспериментировать, то ниже представлено фото ВАЗовского дроссельного узла, который подходит на Ланос. Важно выбирать изделия с диаметром заслонки 56 мм.

Заслонка дросселя на Ланос от ВАЗ

При установке ВАЗовского узла, понадобится купить новый датчик ПДЗ для ВАЗ, и регулятор ХХ. Процесс установки подразумевает следующие доработки:

  1. Наращивание троса газа и изменение направления его подвода. Его нужно завести снизу, так как регулятор работает в направлении по ходу часовой стрелки (номер 3).
  2. Заменить шланги ОЖ, так как штатных изделий на Ланосе для подключения их к новому узлу будет не достаточно длины.
  3. Увеличить отверстие для подключения тросика газа (номер 4).
  4. Заглушить штуцеры для подключения шлангов вентиляции картерных газов и улавливателя паров бензина (номер 1) на устройстве от ВАЗ.
  5. Сменить прошивку и обучить ЭБУ. Как это сделать, подробно описано в последнем разделе этого материала.

Деталь от ВАЗ на Ланос установка

Решаться на такую переделку или нет — это дело каждого. Из опыта автовладельцев следует отметить, что динамика автомобиля значительно улучшается, но как говориться, «Мерседесом Ланос все равно не станет».

Особенности очистки дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе или определение причин, почему подвисают или плавают обороты

Чтобы восстановить работоспособность дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе, необходимо произвести очистку. Для этого понадобится вооружиться следующими материалами и деталями:

  1. Очиститель для карбюратора. Одного баллончика будет достаточно.
  2. Прокладка дросселя. Меняйте ее в любом случае, так как от воздействия высоких температур и агрессивных веществ, такой уплотнитель выходит из строя, и в итоге возникает подсос. Покупайте оригинальное изделие с артикулом 96353141.Прокладка дроссельного узла и коллектора Ланос артикул
  3. Набор инструментов: ключи и отвертки. Важно наличие динамометрического ключа.

Сложностей со снятием дроссельного узла не возникает, поэтому описывать процесс самого начала не имеет смысла. Ниже представлена видео инструкция, на которую можно опираться, чтобы произвести демонтаж дроссельного узла с целью его замены или очистки.

При проведении работ важно учитывать лишь следующие важные моменты:

  1. Перед отсоединением шлангов циркуляции ОЖ, необходимо предварительно открутить крышку с расширительного бачка, сбросив давление в системе. После этого закрутить ее.Открутить пробку расширительного бачка
  2. Как только будут отсоединены шланги, их необходимо либо закрыть болтами «М10» или же попросту зафиксировать в положении выше уровня бачка.
  3. Узел фиксируется двумя болтами, но перед их вывинчиванием, необходимо отсоединить тросик газа, и снять датчик ПДЗ и регулятор холостого хода. Не забываем отсоединить шланги камеры подачи паров бензина и вакуума электромагнитного клапана системы EGR. После этого можно выкрутить болты, и снять узел.Порядок действий
  4. Удалить старую прокладку. Если она прикипела, нужно ее аккуратно срезать, не допуская повреждения торцевой части.Процесс замены
  5. Не забываем очистить шток регулятора холостого хода.Очистка устройства
  6. Используя очиститель для карбюраторов, произвести тщательную очистку всего устройства. Важно обязательно прочистить каналы холостого хода.Конструкция устройства изнутри
  7. Устанавливаем узел на место. Болты крепления важно затянуть с усилием в 15 Нм.
  8. Устанавливаем на место датчик и регулятор, а также подсоединяем шланги. Фиксируем тросик газа. Важно произвести затяжку болта крепления датчика ДПЗ с моментом 2 Нм.Как правильно крепить датчик ПДЗ
  9. На этом процесс очистки дроссельной заслонки Ланос и Шанс завершен. Аналогично проделываются действия и на автомобилях марки Сенс.

После окончания работ необходимо выполнить еще несколько процедур. Первая — отрегулировать дроссельную заслонку. Для этого конструкцией предусмотрен специальный винт (на фото ниже). Однако проводить такие манипуляции следует при проведении компьютерной диагностики, чтобы фиксировать показания при открытой и закрытой заслонке.

Регулировочный винт ДЗ

Выполняется регулировка следующим образом:

  1. Открутить болт до момента, пока заслонка не расположится вертикально.
  2. После этого ввернуть обратно на половину оборота.
  3. Фиксировать показания на ноутбуке, запустив программу Delco.

Если в процессе чистки дроссельного узла вы не трогали винт, тогда регулировать его нет необходимости. Однако сделать это рекомендуется в случае, если устанавливается новый узел.  Второе — обучить или адаптировать ЭБУ. Такая необходимость возникает в ряде следующих случаев, как описано ниже.

Когда обучать ЭБУ Ланос

Обязательным является процесс обучения ЭБУ. Инструкция по его реализации не сложная, и представлена ниже.

Как обучить ЭБУ на Ланосе Шансе

На этом ознакомительный материал с дроссельной заслонкой Ланос и Шанс завершен. Не оставляйте без внимания этот важнейший конструктивный элемент двигателя, так как от него зависит: и работа двигателя, и расход, и динамика, и мощность и много прочего. Если пренебрегать процессом диагностики узла, то получить эффективную работу мотора не получится.