Свечи зажигания на автомобиль — какие виды и чем они отличаются

Работа бензинового двигателя внутреннего сгорания осуществляется посредством применения деталей и механизмов. Одними из важнейших деталей являются свечи зажигания, которые способствуют сжиганию топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Эти устройства функционируют в тяжелых эксплуатационных условиях, поэтому относятся к разряду расходников. Специалисты рекомендуют менять свечи зажигания одновременно с заменой масла, то есть каждые 10 тысяч км пробега. Но все ли устройства имеют такой непродолжительный срок службы, и как определить необходимость их замены, выясним в материале.

Выбор свечей зажигания

Что нужно знать о свечах зажигания

Отсутствие СЖ на автомобиле приводит к тому, что двигатель не запустится. Это обусловлено тем, что ДВС функционирует за счет воспламенения горючей смеси. Это воспламенение осуществляется за счет искры, которая создается свечой зажигания, и проскакивает между электродами. Для создания искры, на контакты рассматриваемой детали подается высокое напряжение до 400 тысяч Вольт. Кроме того, СЖ испытывает высокое давление до 10 атмосфер при сжигании топливной смеси в цилиндрах, что также способствует снижению эксплуатационного ресурса.

Рассматриваемая деталь на автомобиле является проводником высокого напряжение, которое необходимо для воспламенения горючей смеси. Многие водители привыкли к тому, что СЖ служат до момента, пока не начнут появляться перебои в работе двигателя. Только после этого они едут в автосервис или выкручивают устройства для определения причины неисправности.

Свеча зажигания — это расходный материал, и в зависимости от вида, она имеет ограниченный эксплуатационный ресурс. Чтобы разобраться в вопросе, сколько служат свечи зажигания, выясним их разновидности.

Виды свечей зажигания

На виды свечи зажигания классифицируются по различным признакам, но самым главным является материал изготовления. По этому признаку рассматриваемые устройства делятся на такие виды:

  1. Классические или стандартные — это самые первые устройства, которые появились, и пользуются большой популярностью по сегодняшний день. В основе классической детали лежит никелевый электрод, за счет которого обеспечивается эксплуатационный ресурс. Для отведения тепла в конструкции свечи зажигания используется медный материал, препятствующий развитию высокой тепловой нагрузки. Характерные особенности стандартных устройств — эффективная, но не продолжительная работа. Срок их службы обычно не превышает 10-15 тысяч км пробега, поэтому специалисты рекомендуют при использовании таких устройств своевременно осуществлять замену, не дожидаясь, пока возникнут перебои в работе мотора.
    Простая свеча зажигания
    Простая свеча зажигания
  2. Иридиевые — разработаны специально для того, чтобы снизить напряжение зажигания, и улучшить распределение пламени при сгорании. В основе таких устройств используется высокопрочный металл —иридий. Он кроме высокой твердости, обладает устойчивостью к коррозионным процессам. За счет этих свойств свеча зажигания из иридия имеет тонкий центральный электрод, который обеспечивает не только высокую стабильность работы, но и продолжительный эксплуатационный ресурс. Срок их службы составляет до 100 тысяч км пробега.
    Иридиевые свечи зажигания
    Иридиевые свечи зажигания
  3. Платиновые — центральный электрод имеет платиновое напыление, что позволяет обеспечить продолжительный эксплуатационный ресурс детали. Платиновые свечи зажигания устойчиво работают при различных температурах, а их эксплуатационный период достигает 50-60 тысяч км пробега.
    Платиновая свеча зажигания
    Платиновая свеча зажигания

Чем выше срок службы, тем соответственно больше стоимость рассматриваемых изделий. Большинство автомобилистов отдают предпочтение стандартным свечам зажигания, так как они имеют доступную стоимость, и за период эксплуатации в 10-15 тысяч км пробега не успевают прикипеть к блоку. Ресурс в 10-15 тысяч км пробега для стандартных устройств является приблизительным, и в зависимости от производителя, СЖ могут служить до 30 тысяч км пробега. Платиновые и иридиевые СЖ стоят в 3-4 раза выше, чем стандартные свечи, но при этом они обеспечивают стабильную и эффективную работу мотора на протяжении длительного периода. Их недостаток в том, что за большой промежуток времени они могут прикипеть к блоку.

О характеристиках свечей зажигания

Исходя из видов СЖ, делать вывод о покупке тех или иных вариантов нужно исходить не только из наличия средств, но и марки автомобиля. На ВАЗы и ЗАЗы не обязательно ставить иридиевые или платиновые свечи, если конечно автомобиль не свежих лет выпуска. Аналогичная ситуация с дорогими иномарками, на которые рекомендуется ставить иридиевые или платиновые свечи. Кроме материала используемого электрода, при покупке свечей зажигания нужно учитывать другие параметры, а именно:

  1. Калильное число — один из важнейших параметров, который показывает величину давления в цилиндрах для возникновения калильного зажигания. Топливно-воздушная смесь в цилиндрах воспламеняется от искры, создаваемой свечей зажигания. Однако в процессе функционирования ДВС наблюдается разогрев электродов, которые способствуют воспламенению смеси до того, как возникнет искра. Такое воспламенение смеси называется калильным зажиганием, и чтобы такие случаи не возникали, изделия имеют соответствующую величину калильного числа. Чем ниже калильное число, тем быстрее свеча нагреется, и возникнет произвольное сгорание смеси в цилиндрах от температуры, а не искры. Если автомобиль будет работать в таком режиме, то это приведет к быстрому износу поршней и прокладок. Категорически противопоказано использование СЖ на автомобиле, которые имеют величину калильного числа ниже, чем рекомендуется производителем
  2. Тепловой показатель — еще один важный параметр, который показывает прямую зависимость температуры свечи от режима работы двигателя. Изолятор электрода нагревается до температуры от 500 до 850 градусов. Если температура изолятора будет ниже минимального значения (500 градусов), то это приведет к невозможности его самостоятельной очистки от нагара. Скапливающиеся отложения на электроде повлекут за собой в итоге возникновение пропусков зажигания. Если температура превысит показатель 850 градусов, то электрод не сможет отводить тепло, что повлечет к перегреву устройства. При увеличении температуры наблюдается повреждение изолятора с последующим оплавлением электродов. Производители указывают пределы рабочих температур свечей зажигания
  3. Искровой промежуток — расстояние между центральным и боковым электродами. Увеличенное или уменьшенное расстояние между электродами оказывает негативное влияние. Если расстояние будет большим, то возникнут пропуски зажигания, а если маленьким, то искра не будет достаточно четкой, что непременно отразится в виде нестабильной работы двигателя. Расстояние на свечах должно быть таким, как указывает изготовитель транспортного средства
  4. Размер — этот фактор также важно учитывать при покупке новых свечей зажигания. Изделия выпускаются разных размеров, и отличаются они по диаметру и длине резьбы. По диаметру резьбового соединения различают свечи зажигания следующих размеров 10, 12, 14 и 18 мм. На современных автомобилях используются свечи с маленьким диаметром, что необходимо для экономии места. Кроме того, на автомобили с алюминиевыми блоками устанавливаются свечи зажигания с удлиненной резьбой, что необходимо во избежание исключения срыва резьбы. На старых автомобилях с чугунными блоками применяются свечи зажигания с укороченной по длине резьбой
  5. Количество боковых электродов — стандартно используется один электрод. Большое количество электродов вовсе не говорит о том, что свеча будет лучше работать. По количеству электродов нужно ориентироваться в зависимости от типа двигателя

Срок службы СЖ зависит не только от указанного производителем, но еще и от характера эксплуатации — качество топлива, нагрузки двигателя и т.п.

Выбор подходящей свечи зажигания для автомобиля

Для каждой марки и модели автомобиля производители указывают рекомендуемые к применению свечи зажигания. Узнать, какие конкретно типы свечей необходимо ставить на свой автомобиль, можно в технической инструкции. После выяснения информации о технических параметрах свечей зажигания, следует прибегнуть к выбору производителя.

Сегодня самыми популярными производителями рассматриваемых устройств являются следующие фирмы:

  • Denso
  • NGK
  • Bosch
  • Brisk
  • Champion

Все эти производители являются проверенными временем, и сегодня можно выбирать продукцию любой фирмы. При выборе стоит учесть один немаловажный нюанс — тип используемого топлива. Это может быть бензин или газ. Если на автомобиле установлено ГБО, то рекомендуется использовать СЖ платинового типа.

Марки свечей зажигания

Для автомобилей, функционирующих на бензине, можно покупать СЖ стандартного типа. В любом случае, при покупке обратите внимание на покупаемые изделия. Они должны иметь соответствующую маркировку и отсутствие дефектов. Если обнаруживается микротрещина или другого рода дефекты, то деталь лучше не покупать.

Это интересно! Признаки неисправностей рассматриваемых устройств проявляются по нестабильной работе мотора.

Как заменить свечи зажигания на автомобиле — советы и рекомендации

Процесс замены рассматриваемых устройств только на первый взгляд может показаться простым, и не требующий прикладывания усилий. Однако на практике оказывается все намного труднее. Прежде всего, автовладелец при самостоятельно замене может столкнуться со следующими трудностями:

  1. Отсутствие необходимого инструмента для вывинчивания деталей из блока
  2. Трудности с доступом к устройствам — зависит от марки и модели автомобиля, но зачастую для того, чтобы добраться до свечей зажигания, понадобится демонтировать пластиковую защиту
  3. Недостаточно силы для того, чтобы выкрутить изделия, так как они прикипают, и требуют значительных физических усилий
  4. Самый сложный случай, когда свечу обрывает на две части. Для вывинчивания оставшейся части в блоке понадобится воспользоваться специнструментом

Чтобы не пришлось столкнуться со всеми этими последствиями, рекомендуется сразу посетить автосервис, чтобы специалист осуществил замену. Если вы все же решили выполнить замену свечей зажигания самостоятельно, тогда в качестве инструмента рекомендуется использовать свечную магнитную головку с тягой и воротком. Магнитная головка размещается на детали в правильном положении без смещения, после чего остается ее только выкрутить при помощи воротка.

Перед тем, как выкручивать свечу, необходимо продуть сжатым воздухом свечной колодец. Если этого не сделать, то пыль и соринки попадут внутрь цилиндра, что не лучшим образом отразится на сроке его службы. После вывинчивания свечи зажигания, вместо нее следует установить новую. При затяжке новых деталей немаловажно выполнять это при помощи специального моментного ключа-трещотки. Усилие затяжки играет важную роль, и если затягивание будет недостаточным, то это отразится не только на работе мотора, но и сроке службы составных частей.

Это интересно! Замена свечей зажигания выполняется на остывшем двигателе, что облегчает процесс их вывинчивания.

Советы от специалистов

При выборе рассматриваемых устройств многие руководствуются их стоимостью. Это неправильный способ, так как опираться необходимо только и исключительно на рекомендации производителя. Это главная информация, на которую следует опираться при выборе изделий.

Специалисты также рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Замену изделий необходимо производить комплексно, но не поштучно
  • Не выбирать устройства, которые называют дизайнерскими, так как не всякая красивая вещь говорит об эффективном функционировании
  • Замену рекомендуется осуществлять в автосервисе, если не уверены в том, что сможете это сделать самостоятельно

Зная, какие виды свечей зажигания бывают, не составит большого труда выбрать эти изделия для своего автомобиля. Узнать о том, что СЖ нуждаются в замене можно по характерным сбоям в двигателе внутреннего сгорания. Если обнаруживается нестабильная работа ДВС, значит пришло время проверить состояние свечей зажигания, и при необходимости выполнить их замену. Не стоит забывать, что в регулярной замене нуждаются также бронепровода, которые менять нужно через каждые 50-60 тысяч км пробега.

Ссылка на основную публикацию