Проверяем исправность катализатора на автомобиле — как это сделать самостоятельно

В конструкции всех современных автомобилей применяется такая деталь, как катализатор. Правильное его название звучит так — каталитический нейтрализатор. Цель этой детали — очистка выхлопных газов. При работе двигателя выделяются выхлопные газы, которые несут в себе вредные частицы, загрязняющие окружающий воздух. Чтобы сделать выхлоп автомобиля менее вредным, стали применять нейтрализаторы выхлопных газов. Он является фильтром, которому свойственно с течением времени засоряться. Как определить, что катализатор не исправен, и нуждается в замене, подробно рассмотрим в материале.

Забитый катализатор — основные признаки

Каталитический нейтрализатор представляет собой цилиндрическую конструкцию, внутри которой расположены соты. Между сот имеются меленькие отверстия, через которые проходят выхлопные газы. Несгоревшие частички топливной смеси оседают на поверхности сот, что способствует их дальнейшему догоранию. С течением эксплуатации автомобиля отверстия сот засоряются, что приводит к снижению пропускной способности.

Ускоряется процесс выхода из строя катализатора на автомобиле при заливании в бак низкокачественного топлива. Обычно нейтрализатор служит до 100 тысяч км пробега, но при использовании качественного топлива, срок его службы увеличивается до 150-200 тысяч. Первыми признаками того, что необходимо проверить исправность катализатора на автомобиле, являются:

  1. Ухудшается динамика разгона автомобиля — что обусловлено снижением пропускной способности
  2. Увеличивается расход топлива
  3. Свечение индикации Check Engine, что возникает по причине подачи соответствующего сигнала датчиком лямбда зонда
  4. Появление кода ошибки Р0420 на экране бортового компьютера
  5. При запуске и прогреве двигателя слышится запах сероводорода из выхлопной трубы

Если обнаруживаются вышеперечисленные признаки, которые могут указывать на неисправность катализатора, то следует произвести проверку устройства очистки выхлопных газов. Езда с неисправным катализатором вредна не только для экологии, но еще и для самого двигателя. Ведь снижение пропускной способности нейтрализатора приводит к тому, что в системе скапливаются газы, которые при открытии выпускных клапанов стремятся прорваться обратно в цилиндры. Такое явление приводит к ускоренному износу деталей двигателя, поэтому при обнаружении первых признаков поломки катализатора, его нужно удалить и заменить на новый.

Как проверить исправность нейтрализатора самостоятельно

Для проверки катализатора на исправность имеется несколько способов. Для их реализации вовсе не обязательно ехать в автосервис, чтобы мастера оценили состояние и пригодность каталитического нейтрализатора. Выполнить проверку можно самостоятельно, для чего имеется три самых распространенных способа:

  1. Визуальный способ — самый популярный способ диагностики, который осуществляется путем осмотра внутренней части нейтрализатора выхлопных газов. Для осмотра понадобится снять деталь с автомобиля, после чего произвести осмотр. Если деталь имеет наружные места повреждений, то это может свидетельствовать о нарушении состояния каналов сот. Надо учитывать один немаловажный фактор, что далеко не на всех автомобилях можно самостоятельно снять катализатор и осмотреть его. На некоторых автомобилях данный элемент вваривается в выхлопную систему, поэтому для его демонтажа понадобится снимать выхлопную трубу от колена до резонатора, что очень накладно.
    Проверить соты катализатора
    Соты катализатора
  2. Измерить давление манометром — если снять катализатор с автомобиля не удается, тогда можно воспользоваться другим методом. Этот способ исключает необходимость снятия катализатора с автомобиля. Для этого автомобиль нужно установить на смотровую яму, и в отверстие кислородного датчика установить переходник, соединенный с манометром. После этого нужно завести мотор, и нажав педаль акселератора, повысив обороты до 3000 тысяч, произвести измерения. Если давление составит 0,3 Бар по манометру, то это говорит о нормальном функционировании устройства. Если величина давления превысит отметку в 0,5 Бар, то это говорит о неисправности катализатора, который необходимо заменить. Высокое давление — это признак того, что соты забиты. Надо отметить тот факт, что измерения следует проводить в трубе между двигателем и нейтрализатором, а не после.Измерение давления газов
  3. Проверка сканером — самый надежный способ. Для этого к специальному разъему автомобиля нужно подключить компьютер, и произвести проверку работоспособности системы на заведенном двигателе. Оценивание исправности катализатора осуществляется путем измерения напряжения на кислородном датчике (одном или двух в зависимости от системы экологического стандарта). Если напряжение на двух датчиках одинаковое, то это говорит о неисправности каталитического нейтрализатора. Кроме того, компьютер покажет соответствующую ошибку Р0420/Р0430.
    Проверка катализатора на исправность
    Проверка катализатора на исправность

Чтобы реализовать последний способ, понадобится специальное диагностическое оборудование, поэтому рекомендуется обратиться в автосервис. Многие не понимают назначения этого элемента в конструкции выхлопной системы, и как только устанавливается неисправность катализатора, они тут же стремятся от него избавиться, заменив проставкой в виде куска трубы.

Такой кустарный подход позволяет устранить проблему для двигателя, но при этом автомобиль не будет соответствовать стандарту Евро, тем самым осуществляя загрязнение окружающей среды. Именно поэтому нужно подумать перед тем, как заменить катализатор проставкой.

Проверка катализатора на автомобиле

Стоимость нового катализатора достаточно высока, но стоит учитывать, что срок службы этого элемента составляет более 100 тысяч км пробега, поэтому если вы покупаете б/у автомобиль, не поленитесь проверить исправность нейтрализатора. Если он неисправен, то это повод снизить цену. Однако после приобретения авто его нужно заменить новым нейтрализатором. Установка проставки приводит к тому, что изменяется прошивка электронного блока. Это влечет за собой возникновение таких неисправностей, как нестабильная работа мотора, а также недожигание топлива. В итоге кислородные датчики будут постоянно фиксировать ошибку. Чтобы избавиться от ошибки, понадобится установить обманки лямбда зонда. В общем здесь много разных нюансов, но если просто заменить неисправный катализатор исправным, то во всем этом не понадобится разбираться.

Теперь вы знаете, как можно самому проверить исправность каталитического нейтрализатора. Убедившись в том, что деталь неисправна и нуждается в замене (ремонту она не подлежит), понадобится ее заменить. Сделать это также можно самостоятельно или обратиться в автосервис.

Ссылка на основную публикацию