С наступлением холодов начинает проявляться множество проблем с автомобилем. И одной из основных деталей, которая сигнализирует о необходимости своей замены при сниженных температурах, является аккумулятор. Современные аккумуляторы бюджетного класса служат в среднем от 3 до 5 лет, но эти цифры являются условными, ведь ресурс источника питания автомобиля во многом зависит от различных факторов. Однако данный материал вовсе не о назначении и сроках службы АКБ, а о том, как прикурить авто, если двигатель не запускается. Это распространенная проблема, с которой сталкивается каждый владелец рано или поздно. И чаще всего это случается зимой, когда из-за низких температур усложняется запуск мотора, требуя значительно большей величины тока для прокручивания коленчатого вала.
Содержание материала
Прикуривание авто: вредна ли эта процедура для транспортного средства
Для начала необходимо выяснить, что же называют процессом прикуривания автомобиля? Это процедура, посредством которой происходит подзарядка севшего или подсевшего (но обязательно исправного) аккумулятора на автомобиле реципиента. Что это означает, разберем все по порядку. Для начала определимся с обозначениями:
- Донор — это автомобиль, который подходит для прикуривания. Это должно быть не просто транспортное средство, а соответствующее определенным критериям, о которых вы узнаете в отдельном разделе этого материала.
- Реципиент — это транспортное средство, двигатель которого самостоятельно не заводится, и поэтому требуется его прикуривание.
Слово «прикурить» является сленгом, которое подразумевает получение заряда от генератора другого автомобиля. Здесь важно понимать, что процедура прикуривания представляет собой вовсе не запуск мотора от аккумулятора другого авто, а подзарядку подсевшей АКБ с целью восстановления запаса ее заряда для последующего запуска двигателя реципиента. Это следует понимать, так как некоторые водители выполняют такую процедуру путем подключения транспортного средства к аккумулятору другого авто, и сразу же осуществляют попытку запуска мотора. Еще важнее знать, как правильно выполняется этот процесс, от которого зависит не просто достижение положительного результата, но еще и исключается вероятность развития негативных последствий (итог таких последствий можно посмотреть на фото).
Это реальное фото, которое было сделано после неправильно выполненной процедуры прикуривания автомобиля. И на основании этого снимка вы должны заинтересоваться тем, чтобы досконально изучить процесс прикуривания авто, который подразумевает не только строгое соблюдение последовательности действий, но и правильный выбор проводов, а также подбор донора для успешного совершения процедуры.
Первоначально углубимся в вопрос о том, вредно ли прикуривать авто, и для какого транспортного средства это может быть вредно? В сети имеется множество различных мнений по этому поводу, но правда одна: вреда ни для донора, ни для реципиента от процедуры прикуривания нет. Однако есть некоторые «но», при несоблюдении которых процесс не только может быть вреден, но еще и опасен. Именно этим «но» и уделим особое внимание. Итак, производить прикуривание авто не рекомендуется в ряде следующих случаев:
- Если на транспортном средстве донора стоит подсевший аккумулятор, который в случае прикуривания недополучит заряд от генератора, и при следующем запуске попросту не сможет раскрутить стартер в силу недостаточного запаса силы тока (заряда). Если автомобиль прикуривающего завелся с трудом, то использовать его в качестве донора не рекомендуется.
- Если на ТС донора стоит слабый генератор. Речь идет не только о его технических параметрах, а об исправности функционирования. Если генератор с трудом выдает заряд для подзарядки аккумулятора, то использовать его для прикуривания не рекомендуется. Это увеличит время процесса прикуривания, но и при этом достичь положительного результата не удастся.
- Если нарушена последовательность проведения процедуры, начиная от сборки схемы и заканчивая совершением манипуляций по попытке запуска мотора реципиента.
- Если неправильно выбраны провода для прикуривания. Важными параметрами их выбора являются такие критерии: материал изготовления токопроводящих элементов, соответствующее сечение жил, качество изоляции и длина.
- Если в качестве донора используется автомобиль с меньшим значением емкости аккумулятора и мощностью мотора, чем реципиент. Помните, что дизельные моторы мощнее, чем бензиновые, поэтому дизель может выступать в качестве донора для бензинового мотора. Бензиновый двигатель может быть донором для дизельного в случае высокой мощности первого, например, если это будет внедорожник или кроссовер.
- При несоответствии величин выходного напряжения, то есть, если у донора бортовая сеть питания 12В, а у реципиента 24В или наоборот.
- При наличии признаков утечки газа или бензина в подкапотном пространстве на автомобиле реципиента, что может привести к воспламенению от искры.
В остальных случаях проведение процедуры не только безвредно и безопасно, но еще и полезно. Ведь зачастую таким способом вы сможете выручить друга, товарища или соседа, с которым случилась неожиданная трудность. В следующий раз на его месте можете оказаться вы, поэтому не стоит отказывать в просьбе. Однако если вы боитесь за свое ТС, то тактично намекните на то, что ваш аккумулятор тоже слишком слаб, и вы также можете после помощи не завести двигатель машины.
Как выбрать провода для прикуривания авто: что нужно знать, и каким параметрам они должны соответствовать
Очень часто автовладельцы попросту не задумываются о последствиях, которые могут возникнуть при использовании несоответствующих техническим параметрам проводов для прикуривания. Последствия могут быть очень печальными, так как по цепи во время прикуривания проходит ток величиной в 150-400А. Малейшее короткое замыкание приведет к необратимому процессу, поэтому перед проведением соответствующих манипуляций, убедитесь в том, что пусковые провода для прикуривания выбраны правильно. Для этого учитывайте следующие рекомендации:
- Длина проводов играет важную роль. Если вы считаете, что чем длиннее провода, тем лучше, то вы сильно заблуждаетесь. Ведь чем больше значение длины, тем выше величина падения напряжения. В итоге на клеммах реципиента будет пониженное напряжение, которое не позволит обеспечить необходимый заряд аккумулятора. Достаточной для прикуривания является длина проводов в 2-3 метра. Производители также выпускают изделия более 3-х метров, однако использовать их следует в случае, когда аккумулятор расположен не в подкапотном пространстве, а например, в салоне или багажном отсеке. Если отсутствует возможность приблизить автомобили для прикуривания друг к другу, то следует вытолкать ТС из гаража, что будет гораздо правильней, чем использовать удлиненные кабели для прикуривания (тем более что выполнять процедуру в замкнутых помещениях не рекомендуется по причине высокой вероятности скопления паров бензина или газа).
- Площадь сечения — этому вопросу также следует уделить особое внимание, так как слишком тонкая жила будет перегреваться от большого тока, что приведет к оплавлению изоляции, а следствие такой цепочки — возникновение короткого замыкания. Выбирая провода для прикуривания, не стоит экономить, так как именно от них зависит безопасность проведения процедуры. Если не можете позволить себе покупку качественного аксессуара достаточного сечения, тогда лучше отказаться от их приобретения вовсе. В противном случае, их можно взять взаймы у соседа или сделать самостоятельно из подходящего по сечению кабеля. Минимальным значением сечения жилы является 16 кв.мм, что составляет примерно 5 мм в диаметре. Оптимальным значением является сечение 24 кв.мм или 8 мм соответственно. Не покупайте изделия сомнительного качества (китайского производства), так как, сэкономив на их покупке, вы не сможете гарантировать безопасность выполнения процедуры прикуривания.
- Материал жил — выбирайте только провода с медными токопроводящими жилами многожильного сечения. Они бывают разного качества исполнения, но именно медь обладает меньшим сопротивлением по сравнению с алюминием, что позволяет исключить вероятность протекания тока большой величины, от которого жилы будут нагреваться и плавиться изоляция. Откажитесь от изделий с алюминиевыми жилами, так как это далеко не самый подходящий вариант, и выбирайте только кабели с медными жилами.
- Материал изоляции — важную роль играет также и изоляция кабеля, которая должна быть не только соответствующего качества, но еще и иметь одинаковую толщину покрытия жилы по всей поверхности. Для изготовления изоляции используется поливинилхлорид или силикон. Достоинство последнего вида материала в том, что при низких температурах он не дубеет, а значит, исключается вероятность растрескивания провода. Недостаток силиконовых проводов в их повышенной стоимости, но помните, что экономить на таких аксессуарах не стоит.
- Вид зажима и материал его изготовления — в качестве наконечников используются специальные зажимы, которые называются крокодилами. Они могут быть изготовлены из разных материалов, например, сталь, латунь, бронза или медь. Материал изготовления зажимов также влияет на стоимость проводов, поэтому производители с целью снижения цены используют для изготовления сталь. Ее недостаток в значительно большем значении сопротивления, что приводит к увеличению тока и падению напряжения. Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию проводов для прикуривания, следует выбирать изделия с зажимами, которые изготовлены из меди или латуни. Бронза отличается повышенной ломкостью, поэтому в ходе эксплуатации могут возникнуть повреждения зубьев. Некоторые производители могут окрашивать стальные зажимы медным напылением, выдавая их за медные. Отличить материал изготовления можно по весу (стальные зажимы весят больше), а также визуально (нужно процарапать поверхность зажима, и если он стальной, то место будет иметь серебристый цвет).
Собственно от этих параметров зависит стоимость комплекта проводов для прикуривания. Не обязательно выбирать брендовые модели, главное, чтобы они соответствовали вышеперечисленным параметрам. Их стоимость начинается от 500 рублей, но хорошего качества изделия стоят не менее 800-1000 рублей.
Как выбрать донора для прикуривания автомобиля
Плавно подобравшись к вопросу правильного выбора донора или автомобиля, от которого будет осуществляться процесс прикуривания, следует отметить, что этому критерию важно уделить особое внимание. В качестве донора может выступать автомобиль, мощность двигателя которого выше, чем мощность реципиента. Однако важно учитывать также и напряжение питания АКБ, так как на кроссоверах, внедорожниках и грузовых автомобилях бортовое напряжение может составлять 24В. В качестве доноров такие машины не подходят, если нужно запустить мотор легкового авто с бортовой сетью 12В.
Категорически противопоказано пытаться прикурить от автомобиля, у которого мощность двигателя и емкость аккумулятора ниже, так как из этого ничего не получится. Еще важно выбирать в качестве донора автомобиль соответствующего класса. Это означает, что если вам необходимо произвести процедуру для ТС старых годов выпуска, например, ВАЗ-2107 с карбюраторным двигателем, то в качестве донора рекомендуется использовать аналогичный автомобиль с карбюраторной системой подачи топлива. Если же нужно произвести запуск мотора иномарки, тогда необходимо искать донора также иномарку, например, двигатель Ланоса можно завести от Хендай или Фольксваген, но не рекомендуется звать на помощь товарища на ВАЗ-2106 или ВАЗ-2109.
Почему нельзя заводить машину с толкача
Многие часто задаются вопросом, зачем же нужно прикуривать автомобиль, когда можно произвести запуск двигателя народным способом под названием «с толкача». Эта методика пользовалась и продолжает пользоваться популярностью среди владельцев бюджетных автомобилей с карбюраторными моторами. Они не имеют начинки из электроники, поэтому скачки напряжения в бортовой сети во время запуска будут не опасными, и с малой долей вероятности могут стать причиной серьезных проблем.
Другой вопрос, когда с толкача водитель пытается завести иномарку: Ланос, БМВ или Мазду. Это будет выглядеть, прежде всего, достаточно смешно, так как, если Ланос можно попытаться самостоятельно толкать, то протолкать БМВ или Мазду 3-й и тем более 6-й модели будет крайне сложно. Если даже вы решились на такой отчаянный шаг, тогда стоит подумать о втором минусе такого способа. Ведь высока вероятность того, что можно попросту вывести из строя всю электронику по причине перепадов напряжения во время запуска мотора по программе «с толкача».
Если же ваш автомобиль имеет не механическую коробку передач, а автоматическую или вариатор, то способ с толкача вовсе противопоказан. Ведь кроме того, что понадобится толкать авто как минимум 3-5 минут для прогрева масла в КПП, так еще и необходимо достичь скорости в 30-50 км/час, что попросту не под силу даже толпе помощников. Альтернативой запуска двигателя с толкача на автомобиле с автоматом является способ буксира, однако и он не рекомендуется к исполнению (или только в крайнем и исключительном случае), так как это значительно снизит ресурс вашей КПП.
Как правильно прикурить автомобиль: подробная инструкция со схемой для сильно разряженных АКБ
Когда изучены противопоказания к проведению процедуры прикуривания автомобиля, выбраны соответствующего качества и техническим параметрам провода и подобран автомобиль-донора, можно приступать к непосредственной реализации.
Схема выполнения процедуры прикуривания авто представлена на фото ниже. Используем ее за основу, когда нет времени на прочтение материала, и необходимо быстро освежить в памяти весь процесс.
Теперь перейдем к подробному описанию. Для прикуривания авто с полностью севшим аккумулятором (проверить это можно мультиметром) выполняются следующие действия со строгим соблюдением последовательности:
- Первым делом необходимо расположить автомобили друг с другом. Лучше если они будут стоять в направлении один к одному или сбоку.
- На втором этапе следует извлечь ключи зажигания с замков обоих авто, и выключить все энергопотребляющие приборы (свет, автомагнитолу). Если вы попытаетесь подключиться к реципиенту при работающем двигателе донора, то в момент подключения может произойти скачок напряжения, который повлечет за собой выход из строя всей электроники и электроприборов. Не рискуйте транспортным средством и жизнью, и выполняйте процедуру правильно, а главное — безопасно.
- Далее переходим к подключению. Первым делом нужно взять красный провод (плюсовой), и его зажимы подключить к положительной клемме аккумулятора донора и аналогично к клемме АКБ реципиента. Последовательность подключения красного провода не имеет значения, хотя некоторые источники твердят обратное, но на самом деле ток при подключении красного провода без черного (минусового) кабеля протекать не будет.
- Далее очень важный момент: теперь подключается черный провод (минусовой), и с его присоединением важно соблюдать последовательность. Первоначально черный провод подсоединяется к минусовой клемме аккумулятора автомобиля, который является донором. Второй зажим присоединяется к автомобилю-реципиенту, но только не к клемме «минус», а к любому оголенному участку подкапотного пространства (лучше вдали от топливной системы). Многие зададутся сейчас вопросом, почему нельзя подключать к минусовой клемме АКБ? Причина в том, что в момент подключения зажима и запуска мотора донора в месте соединения происходит искрение, которое может стать причиной возгорания и взрыва. Причиной возгорания могут послужить не только пары бензина или газа, но и кислоты аккумулятора. Именно поэтому подключайте зажим черного провода к массе автомобиля так, чтобы крепление находилось вдали от топливной системы и аккумулятора. Причем контакт должен быть качественным, а массой не может выступать металлическая часть с окрашенной поверхностью. В исключительном случае можно подключить зажим к минусовой клемме аккумулятора реципиента, но только в исключительных случаях, и лишь тогда, когда запуск производится на открытой местности, а не в гараже или закрытой парковке.
- После этого осуществляется запуск автомобиля-донора. В этот момент происходит подзарядка АКБ на реципиенте. От продолжительности работы мотора донора зависит качество заряда аккумулятора реципиента, но так как мало кто в этот момент пользуется тестером, измеряя напряжение, то следует дать двигателю поработать не менее 5 минут (учитывая что он сильно разряжен). Во время работы на холостом ходу можно повышать обороты до 2000 об/мин, что позволит повысить скорость зарядки АКБ.
- После этого нужно заглушить мотор донора, и извлечь ключ из замка зажигания.
- Далее многие часто совершают ошибку, осуществляя отключение проводов для прикуривания. Делать это не нужно по двум причинам: первая — возможно 5 минут не хватило для того, чтобы подзарядить АКБ, и понадобится еще раз повторить процедуру запуска мотора на доноре, вторая причина — дополнительная емкость от АКБ донора поможет произвести запуск двигателя реципиента.
- Не отключая проводов, осуществляется попытка запуска мотора реципиента. Если двигатель завелся, то оставляем его работать, а сами переходим к снятию проводов. Отключение проводов выполняется в обратной последовательности подключению. Первым отсоединяется зажим черного провода от реципиента, а второй от донора. Затем отсоединяются зажимы кабеля красного цвета.
- На этом процедура произведена успешно, и автомобиль реципиента с запущенным двигателем может продолжать движение. Желательно не глушить мотор, и дать генератору подзарядить АКБ. Однако бывают случаи, когда мотор реципиента после прикуривания не запускается. В таком случае важно обратить внимание на признаки во время запуска. Если стартер крутит вяло, что свидетельствует о малом запасе мощности АКБ, тогда следует повторить процедуру прикуривания, но только продержать мотор запущенным не менее 10 минут. Если же стартер крутит бодро, а двигатель не схватывает, то причину необходимо искать в другом. Как говориться — проблема вовсе не в аккумуляторе.
При помощи вышеописанной инструкции можно прикуривать автомобиль, на котором установлена очень сильно разряженная батарея. Самая большая сложность при проведении процедуры прикуривания заключается в соблюдении правильной последовательности действий. Вышеописанная инструкция и схема позволяют не только узнать, но и запомнить, какой провод кидают первым, когда прикуриваешь авто. Ниже подробно описан процесс прикуривания.
Как прикурить автомобиль: инструкция для подсевшего АКБ
Если аккумулятор на автомобиле-реципиенте не севший полностью (проверяем мультиметром), а слегка разряжен (прибор показывает 8-11В), но ему не хватает мощности для запуска мотора, тогда можно воспользоваться другим способом прикуривания. Этот способ называется упрощенным, и отличается от предыдущего только тем, что не требует запуска двигателя донора для подзарядки АКБ. Для этого выполняются следующие манипуляции:
- Подключаются провода: первым делом красный к плюсовым клеммам обоих аккумуляторов.
- Вторым подключается черный провод: сначала к клемме минус донора, а затем к массе авто или клемме аккумулятора реципиента.
- В это время на этих автомобилях не должны быть включены электроприборы.
- После подключения проводов необходимо подождать 3-5 минут, пока произойдет подзарядка АКБ от другого аккумулятора. Двигатель донора при этом запускать не нужно.
- Осуществляется пробный запуск двигателя реципиента. Если он успешно запущен, тогда отсоединяются провода (первым отсоединяется зажим черного кабеля от реципиента).
- Если же запуск мотора не произошел, тогда следует запустить мотор донора, и тем самым обеспечить подзарядку обоих аккумуляторов.
- Снова повторить запуск двигателя реципиента, но только после того, как мотор донора поработает 5 минут, и будет обязательно заглушен.
На этом вопрос прикуривания автомобиля можно считать закрытым. Ниже на видео этот процесс показан подробно.
Почему не рекомендуется прикуривать бустерами
Классический метод прикуривания автомобилей живет и продолжает жить. Хотя он не позволяет заменить полноценного зарядного устройства, но при этом позволяет достичь результата с минимальным негативным воздействием не только для авто, но и АКБ. Собственно такой способ пользуется спросом не только потому, что позволяет оперативно произвести запуск двигателя с севшим аккумулятором, но еще и исключает необходимость покупки дорогостоящих устройств, которые называются бустерами.
Это портативные пуско-зарядные устройства, которые работают от аккумулятора. Они позволяют произвести запуск мотора с подсевшим аккумулятором, и справляются с этим достаточно эффективно и быстро. Однако в них есть и некоторые недостатки, а именно:
- Цена — высокая стоимость делает устройства недоступными для большинства автовладельцев. Водители, которые могут позволить себе такие устройства, не станут ими пользоваться хотя бы по той причине, что им проще установить новый и дорогой аккумулятор. Если это даже случится (возникнет потребность в прикуривании), то им проще вызвать техпомощь, которая произведет замену старого аккумулятора. Именно поэтому такие устройства не имеют большой популярности.
- Снижение срока службы АКБ — большой пусковой ток, который выдают бустеры для восполнения заряда, очень отрицательно влияет на аккумулятор. Конечно, если АКБ уже устаревшая, то это не играет большой роли, и самое главное, завести мотор, чтобы доехать до работы или автомагазина, где можно купить новый источник питания для авто. Однако есть случаи, когда аккумулятору только один год, и он попросту разрядился за ночь по причине, например, оставшейся включенной автомагнитолы. Чтобы без вреда для самого аккумулятора произвести его восстановление целостности, понадобится произвести зарядку минимальным током на протяжении 10-12 часов.
Естественно не стоит забывать о том, что если у вас есть пуско-зарядное устройство от электросети, то с его помощью также можно быстро завести автомобиль. Для этого достаточно присоединить зажимы к клеммам АКБ, включить аппарат в сеть и подождать пять минут. Однако такой способ также не желателен к частому применению, так как большой ток вредит вашей АКБ.
Можно ли завести авто без аккумулятора
Если вы являетесь владельцем автомобиля, то вам в голову точно не придет такой вопрос. Ведь самое опасное такого способа в том, что вы подвергаете свой автомобиль серьезным нагрузкам, что в итоге может послужить причиной выхода из строя электроники. Однако опасен такой способ не только для автомобилей с электроникой (инжекторных), но и карбюраторных, так как если и удастся произвести запуск мотора (а это возможно, о чем свидетельствует видео ниже), то генератор будет вырабатывать ток, который не будет потреблять АКБ в силу ее отсутствия. Отсутствие АКБ приведет к перепадам напряжения, и в итоге вы можете поплатиться серьезными последствиями. Именно поэтому не стоит пытаться запускать двигатель без АКБ.
Даже если вы захотите реализовать такой способ на своем ТС, то вряд ли найдете того, кто согласится помочь прикурить авто без аккумулятора. Эта затея не имеет смыслового обоснования, и является небезопасной к реализации.
Еще стоит отметить, что домашние мастера предлагают способ прикуривания авто от аккумулятора шуруповерта. Такой способ также противопоказан, если вы не хотите испортить не только автомобиль, но и электроинструмент. Ток, который потребляет стартер для прокручивания коленчатого вала достаточно большой, и батарея шуруповерта восполнить ее не способна в принципе.
Выше на фото показан способ запуска двигателя авто от аккумулятора шуруповерта, однако повторять такой метод не рекомендуется (а если вы и делаете это, то исключительно на свой страх и риск), так как высока вероятность выхода из строя электроники на авто.
Совету по продлению жизни АКБ или как исключить необходимость прикуривания
Важно понимать, что если авто нуждается в прикуривании, то обязательно при успешном совершении процедуры следует приобрести новый аккумулятор. Чтобы продлить его жизнь, необходимо знать следующее:
- Исключить возможность частого запуска двигателя при незначительных пробегах.
- Нельзя долго оставлять АКБ разряженной, так как это приведет к ее полной непригодности. Если аккумулятор разрядился, то следует сразу же восполнить его заряд от генератора или зарядного устройства.
- Контролируйте исправность генератора, так как недостаточная выработка тока приводит к медленному снижению ресурса АКБ.
- Запуск двигателя зимой должен быть восполнен достаточным пробегом для восстановления заряда. Старайтесь зимой проезжать больше километров, тем самым давая возможность восполнения заряда.
- Для облегчения запуска двигателя зимой рекомендуется использовать предпусковые подогреватели.
- Контролируйте возраст АКБ, и изделия, которым более 5 лет лучше сразу менять, не дожидаясь холодов.
И на основании вышеописанных способов не составит большого труда произвести прикуривание авто не только правильно, но еще и безопасно.