Кислородный датчик или лямбда зонд на Ланосе — назначение, принцип работы и особенности замены

Современные автомобили, оснащенные электронной системой впрыска, комплектуются каталитическими нейтрализаторами. За их исправной работой следит ЭБУ автомобиля, и для этого в конструкции выхлопной системы устанавливаются такие элементы, как датчики кислорода ДК. Однако они не только контролируют исправную работу катализатора, но и выполняют другую важную функцию. В материале рассмотрим особенности кислородных датчиков или лямбда зонда на Ланосах, Сенсах и Шансах, а также их назначение, применение и замену.

Лямбда зонд Ланос

Что такое лямбда зонд и датчик кислорода

Изначально стоит отметить, что кислородный датчик, который еще называют устройством концентрации кислорода — это и есть лямбда зонд. На автомобилях ставят один или два датчика. В связи с тем, что были введены экологические нормы, на современных авто появились каталитические нейтрализаторы или как их еще называют простыми словами — катализаторы. Это устройство, представляющее собой фильтр очистки выхлопных газов. Однако как и подобает, всем фильтрам свойственно засоряться, как и в случае с катализаторами.

Чтобы водитель узнал о том, что фильтр выхлопных газов забит, в конструкцию выхлопной системы был включен лямбда зонд, который устанавливается за катализатором. Его предназначение заключается в том, чтобы своевременно сигнализировать водителю о неисправности катализатора. Возникает вопрос, а для чего предназначен лямбда, который устанавливается перед катализатором? Лямбда зонд перед катализатором определяет количество кислорода в выхлопных газах. Зачем это нужно? Чтобы обеспечить максимально-эффективное дожигание топливной смеси, и тем самым снизить вредность выхлопа.

Почему этот датчик называется лямбда зонд? Все дело в том, что его названием послужила греческая буква λ лямбда, обозначающая в автомобильном строении коэффициент избытка воздуха в ТВС.

Лямбда-зонд — это датчик, который измеряет содержание кислорода в выхлопных газах для поддержания оптимального состава топлива с воздухом. Величина лямбды равняется 1, когда достигнут оптимальный состав смеси, состоящий из 14,7 частей воздуха и одной части топлива. Достичь таких параметров удается только посредством применения электронного впрыска топлива.

Содержание большого количества воздуха в ТВС измеряется посредством определения остаточного кислорода в выхлопных газах. Чтобы измерить количество кислорода, датчик располагается на автомобиле перед катализатором сразу после выпускного коллектора или на нем. На видео подробно рассказывается, для чего предназначается лямбда на автомобилях с электронным впрыском.

Это интересно! Автомобили Ланос оснащаются кислородным датчиком, который располагается на выпускном коллекторе. Если Ланос Евро 3, то устанавливается дополнительный лямбда после катализатора. Второй датчик не влияет на работу двигателя, однако при его неисправности появляется ошибка на панели приборов.

Конструкция и как работает кислородный датчик

Знать принцип работы лямбда зонда необходимо каждому водителю, так как эти знания помогут определить различные неисправности в работе двигателя. Перед выяснением принципа работы кислородного датчика, надо рассмотреть его конструкцию.

Состоит деталь из гальванических элементов, содержащих керамический электролит из диоксида циркония 1 (внутренняя оболочка датчика). Сверху керамического электролита содержится слой оксида иттрия с напылением из токопроводящих пористых платиновых электродов 2 и 3. Эти электроды являются рабочими элементами детали, которые функционируют на основании сравнения забора выхлопа из двигателя и воздуха из атмосферы. Ниже представлена схема устройства лямбда зонда.

Принцип работы датчика кислорода

Наружный электрод соединен с заземляющим контактом 4. Внутренний электрод соединен с сигнальным контактом 5. На схеме выше под номером 6 показана выхлопная труба, в которую вкручивается кислородный датчик.

В работу элемент включается после того, как выхлопная система прогревается до 300-400 градусов. Под воздействием высокой температуры происходит пропускание электрического сигнала циркониевым электролитом. Между наружным и внутренним электродами создается проводимость электрического тока. Выходное напряжение на контактах 4 и 5 создается за счет разницы содержания количества атмосферного воздуха с составом кислорода в выхлопной трубе.

Когда на Ланосе заводится двигатель, который еще не прогрет, датчик не работает. Его работу выполняют другие датчики в системе (ДПДЗ, ДТОЖ и положения коленвала). Как только происходит отклонение содержания кислорода в выхлопных газах, формируется напряжение на контактах величиной от 0,1 до 0,9В. На основании получаемых данных от лямбда зонда происходит корректирование ТВС.

Это интересно! ЭБУ определяет содержание кислорода в выхлопных газах посредством изменения величины напряжения на сигнальном контакте первого датчика.

В конструкции выхлопной системы автомобилей Ланос устанавливается один кислородный датчик или два. Первый всегда ставится перед катализатором, а второй после него (его еще называют диагностическим или контрольным). Первый датчик обеспечивает высокую точность приготовления смеси, а второй контролирует эффективную работу катализатора. Использование двух датчиков кислорода на Ланосе говорит о соответствии экологическим нормам Евро 3 и Евро 4. Если на Ланосе стоит один лямбда зонд, то это говорит о соответствии нормам экологичности Евро 2.

Устройство кислородного датчика

Для повышения эффективности работы двигателя на автомобили также устанавливаются лямбды со встроенными нагревательными элементами. Посредством этого элемента осуществляется оперативный прогрев детали, что позволяет практически мгновенно включить ее в работу при запуске мотора.

Это интересно! На современных автомобилях могут устанавливаться более 2 датчиков, что говорит о принадлежности к нормам экологичности Евро 4 и Евро 5.

Неисправность лямбда зонда — что происходит в этом случае с авто

Когда на автомобиле выходит из строя кислородный датчик, то двигатель при этом продолжит функционировать, но в так называемом аварийном режиме. На панели приборов соответственно будет светиться индикатор «Неисправность двигателя». Лямбда зонд влияет на расход топлива, и поэтому если этот датчик неисправен, то ЭБУ осуществляет работу по усредненным данным.

Опираясь на усредненные параметры, ЭБУ будет подавать сигнал о приготовлении ТВС, которая по составу будет сильно отличаться от идеальной консистенции. Отсюда появляется увеличенный расход топлива, а также признаки нестабильной работы ДВС и понижение мощности.

Неисправности ДК

Рассматриваемый элемент может выйти из строя полностью или частично. При частичной неисправности детали двигатель также переходит в аварийный режим работы. Если на автомобиле стоит два лямбда зонда, то при неисправности обоих устройств двигатель может не завестись. Причинами неисправности рассматриваемого элемента являются такие факторы:

  • Потеря герметичности корпуса
  • Проникновение внутрь корпуса выхлопных газов или воздуха
  • Технический износ — максимальный ресурс лямбда зонда составляет 80-100 тысяч км пробега
  • Механическое повреждение
  • Использование низкокачественного бензина

О датчике кислорода мало кто из владельцев автомобиле знает, и тем более, не уделяют этому элементу должного внимания. Однако оказывается что напрасно, так как его поломка сопровождается сильными проблемами. Выход из строя датчика кислорода происходит в несколько этапов, которые можно выявить по характерным признакам:

  1. На начальном этапе проявляются признаки нестабильной работы двигателя на холостом ходу
  2. На второй стадии неисправности лямбда зонда будет гореть значок Check Engine, а также проявляться соответствующие признаки, как потеря мощности, запоздалое реагирование на педаль газа, возникновение хлопков под капотом и подергивания при разгоне авто
  3. На завершающей стадии при потере герметичности происходит поступление отработавших газов в канал атмосферного эталонного воздуха. Когда водитель осуществляет торможение двигателем при негерметичном датчике кислорода, происходит подача отрицательного сигнала на ЭБУ вследствие переизбытка молекул О2. Такие последствия приводят к тому, что из строя выходит ЭБУ

Определить неисправность датчика кислорода на завершающем этапе можно при помощи целого ряда факторов:

  • Значительная потеря мощности двигателя
  • Возникновение стука под капотом при передвижении на автомобиле
  • Появление рывков при наборе скорости
  • Нагар на выпускных клапанах и электродах свечей

При характерных признаках неисправности лямбда зонда не будет лишним процедура проверки. С ее помощью удастся с точностью понять, что является причиной повышенного расхода топлива и нестабильной работы мотора.

Это интересно! Если на ХХ плавают обороты, появляется дергание автомобиля, снижается мощность и наблюдается перегрев двигателя вместе с увеличением расхода, значит пришло время проверить лямбда зонд.

Виды кислородных датчиков на Ланосе, Сенсе и Шансе и их отличия

На автомобилях Ланос устанавливается не только разное количество кислородных датчиков (1 или 2), но еще и их виды. Рассматриваемые устройства делятся на виды по количеству контактов. Они бывают от 1 до 6 контактов. На Ланосах применяются 1, 2, 3 и 4-контактные элементы. Чем они отличаются, выясним далее.

Разновидности ДК

  1. Одноконтактный или однопроводной — самые простые устройства, которые имеют только один сигнальный провод, посредством которого осуществляется передача генерируемых электрических импульсов на ЭБУ
  2. Двухконтактный или двухпроводной — к сигнальному проводу добавляется заземляющий контакт, который служит для более точного оценивания показаний элемента
  3. Трехконтактный или трехпроводной — к сигнальному проводу и массе прибавляется еще одна жила, которая запитывает нагревательный элемент. Наличие нагревательного элемента увеличивает скорость прогрева датчика, поэтому после запуска мотора, он практически сразу начинает функционировать. Наличие нагревательного элемента влияет не только на срок службы детали, но еще и на снижение количества выброса вредных газов из выхлопной системы
  4. Четырехконтактный или четырехпроводной — к числу сигнального, нагревательного и заземляющего проводов добавляется контакт дополнительного питания нагревательного элемента

Немаловажно также отметить, что датчики кислорода являются взаимозаменяемыми. Их можно заменять с соблюдением таких требований и условий:

Взаимозаменяемость датчика

Распиновка датчиков кислорода на Ланос представлена на схеме ниже.

Виды датчиков кислорода

Опираясь на эту схему, не составит большого труда определить, какой провод за что отвечает. Схема подключения также позволяет исключить вероятность включения лямбды в систему неправильно.

Где находится датчик кислорода на Шевроле и ДЭУ Ланос, Сенс и Шанс

Чтобы провести диагностику кислородного датчика на Ланосе, понадобится сначала выяснить, где стоит этот элемент. На автомобилях Ланос расположен первый лямбда зонд непосредственно на выпускном коллекторе перед катализатором. Для доступа к нему понадобится открыть капот и снять экранированный щит.

Где находится лямбда зонд на Ланосе

Если на Ланосе стоит два датчика, то второй располагается непосредственно за катализатором, то есть в нижней части автомобиля. Как показывает практика, зачастую из строя выходит именно первый датчик, который определяет количество кислорода в выхлопных газах, и передает информацию на ЭБУ. На фото выше показано, где расположен лямбда зонд на Ланосе.

Как проверить исправность лямбда зонда на Ланосе

Если имеются все основания на то, что ДК на Ланосе может быть неисправен, то перед его заменой рекомендуется выполнить проверку. Диагностика устройства может быть выполнена двумя способами — при помощи мультиметра или компьютерной диагностикой. Описанные ниже способы проверки подходят для всех типов лямбд, независимо от того, сколько их установлено на авто. Проверка лямбда зонда Ланос выполняется посредством измерения сопротивления:

  1. Отсоединить фишку питания от ДК
  2. Подключить к щупам тестера выходы от устройства
  3. На датчике это 3 и 4 контакты, которые отвечают за нагревательную спираль
  4. Если тестер в режиме сопротивления покажет значение 5 Ом, значит нагревательный элемент исправен, что уже является хорошим знаком

Как проверить кислородный датчик Ланос

Теперь нужно проверить сам датчик кислорода, для чего необходимо измерить напряжение на сигнальном проводе. Для этого красный щуп тестера нужно присоединить к первому контакту подключенной фишки ДК. Второй провод нужно закрепить на массу автомобиля. Далее выполняются следующие действия:

  1. При включении зажигания на тестере должно быть показание 0,45-0,5В
  2. Запускается двигатель — на тестере должны появиться значения от 0,2 до 0,9В, что зависит от прогрева двигателя
  3. После прогрева мотора значения на мультиметре должны изменяться от 0,2 до 0,9В, и при этом обновляться 10 раз в секунду
  4. Если нажать на педаль газа, то показания на мультиметре увеличатся до 0,9В, а при снижении оборотов — упадут
  5. В случае когда мультиметр будет показывать не изменяющиеся значения 0,5-0,6В, то это говорит о неисправности устройства, который нуждается в замене

Если напряжение на мультиметре будет составлять 0, значит высока вероятность того, что поврежден контакт или оборван сигнальный провод. Необходимо его прозвонить и найти причину повреждения.

Это интересно! Проверить исправность лямбды зонда можно путем отсоединения фишки питания при работающем двигателе. Если после отсоединения работа двигателя не изменяется, значит деталь неисправна. Изменение работы двигателя на холостом ходу после отключения фишки говорит об исправности датчика.

Еще диагностировать неисправность кислородного датчика можно посредством соответствующих кодов ошибки. Причем код на бортовом компьютере указывает точную причину неисправности ДК:

  • 0130 — неверный сигнал от устройства
  • 0131 — сигнал очень слабый
  • 0133 — медленный отклик от лямбды
  • 0134 — сигнал от ДК отсутствует
  • 0135 — неисправен нагревательный элемент
  • 0136 — неисправность заземления второго датчика
  • 0137 — низкий сигнал второго ДК
  • 0138 — большое значение выходного напряжения лямбды
  • 0140 — отсутствует сигнал от второго датчика

Кроме проверки датчика кислорода на Ланосе в домашних условиях при помощи мультиметра, существует также способ диагностики на профессиональном оборудовании. Для этого понадобится компьютер и специальная программа или осциллограф. Принцип проверки на осциллографе основывается на том, что необходимо подключить прибор к контактам ДК и завести двигатель. На экране осциллографа должна получиться синусоида, которая говорит об исправной работе лямбды.

Как заменить датчик кислорода на Ланосе, Сенсе и Шансе

Если на Ланосе из строя вышел первый или второй лямбда зонд, в чем можно убедиться только после проверки, то их необходимо заменить. Забегая на перед надо сказать, что деталь можно попытаться отремонтировать, но положительный результат зависит от типа поломки. Чтобы заменить кислородный датчик на Ланосе, понадобится подготовить соответствующие инструменты и материалы:

  • Ключ накидной на «22», который необходимо обрезать. Вместо ключа можно воспользоваться специальной головкой, как на фото нижеГоловка для демонтажа ДК
  • Ключ на «12» для выкручивания болтов крепления термоэкрана
  • Монтировка или брусок

Процедура снятия лямбда зонда на Ланосе имеет следующий вид:

  1. Первоначально необходимо отсоединить фишку питания. Рекомендуется также снять клемму с аккумулятора, чтобы после замены устройства данные ЭБУ обновилисьОтсоединить питание датчика
  2. Далее демонтируется термоэкран путем вывинчивания болтов крепления. Не забывайте о том, что вы работаете с одними из самых горячих деталей на автомобиле, поэтому дождитесь, пока двигатель полностью остынетОткрутить и снять термоэкран
  3. После снятия термоэкрана нужно также демонтировать правый вентилятор охлаждения при его наличии на автомобиле. Это нужно для того, чтобы обеспечить свободное пространство для вывинчивания датчикаСнять вентилятор
  4. Обработать соединение ДК с коллектором при помощи WD-40. Воздействие высоких температур обеспечивает надежное прикипание детали, поэтому обязательно место соединения следует обработать смазкой-растворителемОбработать датчик WD-40
  5. На датчик устанавливается накидной ключ, и пытаемся провернуть его вверх. Если деталь не поддается, что бывает в 99% случаев, тогда действуем иначеУстановить ключ
  6. Поддомкрачиваем автомобиль, и снизу под рукоятку ключа, надетого на датчик, подставляем деревянный брус. Вместо бруса можно воспользоваться балонником, который используется в качестве удлинителяОткрутить датчик
  7. Медленно опускаем автомобиль с домкрата, и в этот момент брус сделает свое дело, обеспечив срыв крепления ДКСорвать крепление датчика
  8. Далее вывинчивается деталь ключом вручную, и снимаетсяСнятие лямбды с Ланоса
  9. На место старого датчика устанавливаем новую лямбду. Перед вкручиванием нужно убедиться, что имеется уплотнительное кольцо

После замены этого элемента можно обнаружить не только изменения в работе двигателя, но еще и снижение расхода топлива, что немаловажно для владельца авто. Если все еще не знаете, что является причиной повышенного расхода топлива на Ланосе, то пришло время проверить лямбда зонд. На видео ниже показан подробный процесс, как снимается и меняется лямбда зонд на Ланосе.

Это интересно! После установки нового элемента перед запуском двигателя не забудьте включить зажигание на 5 секунд, затем отключить, и подождать еще 5 секунд. После этого можно запускать двигатель и проверять исправность работы ДВС.

Можно ли отремонтировать кислородный датчик Ланос и как это сделать путем очистки

Возможность восстановления лямбды зависит от вида поломки. Если слой циркониевой керамики на устройстве не поврежден, то датчик можно попытаться отремонтировать. Однако если его ресурс свыше 80 тысяч км, то лучше его заменить.

Чтобы отремонтировать деталь, понадобится очистить его поверхность от нагара. Нагар и свинцовые отложения, присутствующие в топливе, оседают на поверхности лямбды, что приводит к выдаче не правдивых показаний. Если удалить нагар, то точность показаний можно восстановить, тем самым исключив необходимость покупки нового датчика. Тем более, что этот элемент стоит достаточно дорого — не оригинальные от 1000 рублей, а оригинальные около 3000-4000 тысяч рублей. Такая стоимость обусловлена применением в составе устройства драгоценных металлов, в частности платины.

Ремонт лямбда зонда

Для очистки поверхности ДК такие детали, как шкурка или надфиль не подойдут, так как вместе с нагаром, будет удален слой платинового напыления. Именно поэтому для очистки используются химические соединения. Для этого датчик нужно снять с автомобиля, как описано в инструкции выше. Далее рассмотрим эффективный способ очистки детали:

  1. Первый шаг — использование ортофосфорной кислоты. В ортофосфорную кислоту нужно поместить лямбду на 20-30 минут, предварительно удалив защитный колпачок на токарном станке. Отпиливать колпачок ножовкой или болгаркой противопоказано
  2. Второй шаг — использование кисточки из натуральной щетины. Кисточкой нужно обработать рабочую часть ДК, пока поверхность не приобретет металлический оттенок
  3. Третий шаг — приварить аргоновой сваркой колпачок, и установить деталь на место

Как почистить лямбда зонд

Если же под рукой нет сварки и токарного станка, тогда не обязательно снимать колпачок. Вместо этого можно сделать в нем два отверстия по 3-4 мм, через которые кисточкой и ортофосфорной кислотой осуществляется прочистка. На этом ремонт детали завершен, и перед установкой ДК на своем место, рекомендуется резьбовую часть обработать антиприхватывающими смазками.

Обманка для лямбда зонда — что это такое и зачем применяется

Второй датчик кислорода на Ланосе предназначен для того, чтобы контролировать исправность функционирования катализатора. Если из строя выходят кислородные датчики, то их нужно заменить. Когда неисправность возникает с катализатором, то здесь возникает вопрос. Что делать?

Датчик кислорода с обманкой

Обычно в таких ситуациях владельцы Ланосов поступают следующим образом — устанавливают проставку вместо вышедшего из строя катализатора. Такой способ нельзя назвать правильным, но с целью экономии он подходит лучше всего. Можно установить новый катализатор, только стоимость этой детали составляет около 500 долларов. После установки проставки вместо катализатора второй датчик кислорода будет фиксировать неправильные значения, что обусловлено отсутствием очистителя (лямбда будет определять повышенную загрязненность выхлопных газов). Чтобы исключить наличие ошибки на панели приборов, понадобится воспользоваться обманкой, которая ставится на место второго лямбда.

Обманка датчика кислорода

Теоретически можно установить обманку на первый лямбда, но делать это не стоит. Почему? Первый датчик кислорода взаимосвязан с работой мотора. Если ЭБУ будет получать постоянные показания от первого датчика, значит не сможет корректировать работу ДВС. Работа в постоянном режиме приведет к тому, что увеличится расход или мотор будет работать на неполной мощности.

Обманка позволяет передавать на ЭБУ не реальную информацию, происходящую внутри выхлопной системы, а такие значения, которые обеспечивают нормальное функционирование электронного контроллера. Устройство представляет собой втулку, которая ввинчивается вместо датчика в выхлопную систему. Во втулке имеется маленькое отверстие, через которое попадают отработанные газы. С другой стороны во втулку ввинчивается исправный датчик кислорода, который на ЭБУ передает сигнал, который говорит о исправной работе каталитического нейтрализатора.

Это интересно! Обманки бывают механического и электронного типа. Более популярными, и в то же время доступными являются механические обманки кислородных датчиков.

Какой лямбда зонд поставить на Шевроле Ланос, Сенс и Шанс

На Ланос рекомендуется устанавливать оригинальные детали. Это предотвратит необходимость каждый год покупать новые запчасти и менять их. Если диагностика показала, что кислородный датчик на Ланосе нуждается в замене, то выбирать рекомендуется устройства следующих производителей:

  1. Bosch
  2. Denso
  3. NGK
  4. Profit
  5. Hella
  6. OZA

Оригинальный датчик кислорода на Ланос имеет артикул 96419955. Его недостаток в том, что стоит он свыше 2500 рублей. Именно поэтому стоит выбирать аналоги вышеперечисленных фирм. Лямбда на Ланос от компании Bosch с каталожным номером 0258986501 и одним контактом стоит от 900 рулей. Аналоги других фирм имеют примерно одинаковый ценовой диапазон, не превышающий 2000 рулей. Отзывы владельцев автомобилей Ланос показывают, что если выбирается не оригинальный лямбда, тогда предпочтение лучше отдать моделям марки NGK и OZA.

Установка ДК на Ланос

Подводя итог, надо отметить, что введение экологических стандартов повлекло за собой формирование новых проблем для владельцев автомобилей. Если раньше на автомобилях не применялись катализаторы и лямбда зонды, то теперь они не только присутствуют в системе автомобиля, но еще и оказывают непосредственное влияние на работу двигателя. Если есть подозрения на неисправность лямбды, что обычно проявляется по увеличенному расходу горючего на Ланосе, то нужно немедленно прибегнуть к проверке и замене детали, что вполне реально выполнить в домашних условиях.

Ссылка на основную публикацию