Как выбрать моторное масло и что нужно знать перед покупкой

Одну из главных ролей в конструкции двигателей внутреннего сгорания играет моторное масло. Оно предназначено не только для смазки трущихся и вращающихся деталей, но еще и для отведения тепла от цилиндров. От качества используемого смазочного вещества зависит срок службы двигателя внутреннего сгорания. Бытует много мнений о том, какое масло лучше заливать в двигатель автомобиля, но все они не помогают водителю принять правильное решение, а наоборот, заводят в тупик. Пришло время выяснить, какое масло лучше выбрать для двигателя своего автомобиля, и почему именно его.

Выбор моторных масел

Что надо знать для правильного выбора моторной смазки

Замена моторного масла в двигателе автомобиля — это не прихоть производителей, а обязательное явление, которое нужно выполнять регулярно через определенный пробег транспортного средства. От используемого типа смазочного вещества зависит стабильность работы ДВС, его надежность, а также ресурс. Покупка самого дешевого смазочного вещества для двигателя автомобиля не оправдана, так как кроме нестабильной работы ДВС, владелец также получит пониженный ресурс составных деталей. Экономить на моторном масле не стоит, но это вовсе не означает, что нужно лить в старенькие ВАЗы или ЗАЗы самые дорогие смазки.

Сегодня ассортимент рассматриваемых смазочных жидкостей достаточно большой. Выбор масла — это непростая задача, с которой трудно справляются не только новички, но и опытные водители. Ряд моторных масел представлен не только их разнообразием по производителям, но еще и по цене. Именно цена оказывает большое влияние на то, какой вариант будет выбран.

Особенности выбора масел для двигателя в авто

Чтобы не запутаться с выбором, большинство автовладельцев доверяют свой выбор продавцу. Для этого нужно просто назвать марку автомобиля, и продавец предложит соответствующий вариант или варианты. Покупатель на радости выберет подходящий по цене вариант, и даже не подумает о том, что продавец работает только в свою угоду. Ему не важно, сколько лет вашему автомобилю, какое масло вы использовали до этого, и какие проблемы есть с мотором. Марка автомобиля ему нужна для того, чтобы сориентироваться на размер вашего кошелька. Вот с такими ситуациями сталкивается 95% водителей, когда выбирает моторное масло для своего железного коня. Чтобы таких ситуаций не было, нужно разобраться с особенностями выбора моторного масла, и не просить помощи у продавца.

Какие виды масел для двигателя автомобиля бывают и чем отличаются

Изначально выясним, какие типы моторных масел бывают. Различают минеральные, синтетически и полусинтетические масла, которые отличаются по своему составу. Многие выбирают полусинтетику, и даже не задумываются о ее характеристиках и влиянии на двигатель. Чтобы понять, чем же отличается минералка от полусинтетики или синтетика от минералки, рассмотрим каждый вид отдельно.

Минеральные вещества еще называют минералкой, которое получают посредством перегонки и очищения нефтепродуктов. Нефтепродукт проходит стадию рафинирования, а затем дистилляции, в результате чего получается готовый продукт. Минеральные смазочные вещества классифицируются на нафтеновые и парафиновые. В состав этих веществ входит большое количество присадок, посредством чего продукт теряет свои смазывающие свойства достаточно быстро. Более надежными являются моторные масла на парафине, имеющие улучшенные характеристики по вязкости и температурному режиму.

Назначение масла в системе

Разновидностью минеральных масел является гидрокрекинг. Смазывающее вещество обладает улучшенными качествами, которые максимально приближены к синтетике. Недостаток гидрокрекингового масла в том, что оно стареет быстрее, чем синтетика, поэтому его нужно намного чаще менять. При этом стоит такой продукт дешевле, чем синтетика, что является бесспорным преимуществом.

Это интересно! Многие водители привыкли производить замену масла через каждые 10 тысяч км пробега. Однако это неправильно, так как осуществлять замену следует исключительно на основании ресурса используемого смазочного вещества.

Синтетические смазки производятся путем синтеза газов, что в итоге способствует получению необходимых технических характеристик. Основной упор при производстве синтетики делается на стабильность при химическом и температурном воздействии. Синтетика имеет ряд следующих преимуществ перед минералкой:

  1. Большая степень текучести, что положительно отражается на снижении трения, расхода топлива, а также способствует повышению мощностных характеристик мотора
  2. Стабильная работа двигателя как при повышенных температурах, так и при пониженных
  3. Высокая температура испарения, что является существенным преимуществом
  4. В процессе всего срока эксплуатации вещество не теряет своих первоначальных свойств, поэтому можно не беспокоится о состоянии деталей двигателя

Синтетика является идеальным вариантом, но главный ее недостаток — высокая стоимость продукта. Альтернативой между синтетическим и минеральным маслом является полусинтетика. Конструктивно полусинтетика представляет собой смесь синтетического и минерального масел. Делается это для того, чтобы получить более дешевый продукт, чем синтетика, но с повышенными эксплуатационными качествами, чем у минералки. Именно поэтому сегодня полусинтетическое масло пользуется большой популярностью, и если вы ездите на бюджетных автомобилях, то выбираете именно полусинтетику.

Особенности правильного выбора масел

Мало кто из автомобилистов сегодня предпочитает минеральные масла, которые являются самыми дешевыми. Следующими по цене идут полусинтетические смазывающие вещества, которые представляют собой золотую середину для большинства автовладельцев. На третьем месте по цене являются гидрокрекинговые масла, которые по характеристикам лучше полусинтетики, но их необходимо менять каждые 4-5 тысяч км пробега. Самыми дорогими и максимально эффективными являются смазки синтетического происхождения. Однако не каждый может себе позволить покупку таких веществ, поэтому зачастую выбор падает на полусинтетику или новый вид — гидрокрекинг.

Классификация моторных масел и ее прямое влияние на выбор

Определившись с типом масляной основы, немаловажно при выборе обратить внимание на классификацию. Какое смазывающее вещество лить в двигатель автомобиля по классификации можно узнать в технической документации к ТС, где производитель дает соответствующие рекомендации. Если использовать продукцию нижнего класса, чем рекомендует производитель, то это приведет к быстрому износу деталей двигателя, а, следовательно, снижению ресурса. По каким видам классификации выбираются моторные жидкости, рассмотрим более детально.

Классификация масел по SAE

Одним из важнейших показателей моторного масла является его вязкость. Для классификации масел по вязкости был принят международный стандарт, получивший название SAE. Вязкостью называется такой параметр, который характеризует степень текучести вещества при низких температурах. Еще этот параметр также показывает, насколько жидким станет масло после того, как ДВС выйдет на рабочие температуры.

Классификация моторных масел

Моторное масло по вязкости делится на зимнее, летнее и всесезонное или универсальное. Если это смазочное вещество, предназначенное для эксплуатации зимой, то в обозначении присутствует буква «W». Перед буквой указываются цифры, как правило, это 0, 5 или 25. Эти цифры указывают максимальное значение отрицательной температуры, на которое рассчитан смазывающий материал. Летние смазки сегодня практически невозможно найти, так как их заменили всесезонные варианты. Они имеют цифровое обозначение без буквы «W». Их отсутствие на рынке исключило необходимость замены смазывающего вещества двигателя каждый год по 2 раза.

Всесезонные продукты имеют следующую маркировку 5W40 и т.п. Если перед буквой W стоит цифра 0, то это говорит о нормальной прокачке смазывающего вещества по системе в морозы при температуре -35 градусов. По вязкости масло для автомобиля нужно выбирать не только по рекомендациям производителя, но еще и в зависимости от региона эксплуатации транспортного средства.

Оптимальный вариант моторных масел для современных автомобилей — 5W30 и 5W40. Чем выше цифра перед буквой W, тем ниже показатель отрицательной температуры, поэтому на зиму рекомендуется использовать смазывающие вещества с индексом 0W, 5W или 10W.

Что такое классификация масел по API и ACEA

Моторные масла также классифицируются еще по одному признаку — качество эксплуатационных свойств. Причем API — это американский институт нефти, а ACEA — ассоциация европейских автопроизводителей. Американский институт имеет менее жесткие требования, по сравнению с Европейскими партнерами. Материал проходит соответствующий анализ, на основании которого оценивается защита двигателя от коррозионных воздействий, а также обладание антиокислительными свойствами.

Классификация моторных масел по API

Для двигателей внутреннего сгорания классификация API подразумевает применение двух букв — C и S. Буква C применяется для обозначения дизельных двигателей, а S — для бензиновых моторов. Это основные буквенные обозначения, посредством которых можно определить принадлежность продукта для дизельных или бензиновых моторов.

Дополнительно возле буквы S и C стоит еще одно буквенное обозначение. Для бензиновых моторов применяются буквы J и L. Обозначение J говорит о более низком качестве масла, чем с буквой L. Рядом с обозначениями SL и SJ указывается в скобках год, обозначающий не дату изготовления продукции, а год выпуска автомобиля, для двигателей которых оно предназначено. Ранее выпускались смазывающие вещества для бензиновых двигателей со следующими обозначениями SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG и SH. Сегодня эти обозначения являются отмененными, и если вам попадается масло с одним из этих обозначений, то вы должны понимать, что выпущено оно достаточно давно.

Аналогичная ситуация со смазками для дизельных моторов. Современные классы оценивания масла для дизельных моторов — CF, CF-2, CF-4, SG-4, CH-4. Цифра после буквенного значения говорит о применяемости для двухтактных или четырехтактных моторов. Встречаются также виды смазывающих веществ, на которых указываются обозначения SL/СF. Это означает возможность применения для дизельных и бензиновых моторов.

Как классифицируются масла по ACEA

Классификация по ACEA отличается от API более узким определением сферы применения масла. В процессе оценивания также определяются противоизносные свойства смазочных материалов. В маркировке указывается первая буква A, что говорит о принадлежности к бензиновым моторам, B — для дизельных моторов, и E — для дизельных моторов грузовых автомобилей. Рядом с первой буквой стоит цифра, и чем большее ее значение, тем выше качество масла. Если в маркировке указывается несколько букв с цифрами через «/», то это говорит о применяемости для дизельных и бензиновых моторов.

Классификация масел по ACEA
Классификация масел по ACEA

Если в маркировке указывается через дефис цифра, которая обозначает год утверждения спецификации. Исходя из этого можно сделать заключение о том, что самостоятельно выбрать для своего автомобиля моторное масло вовсе не трудно. Обычно на это уходит больше времени, чем послушать рекомендацию продавца, но в таком случае владелец со 100-процентнолй уверенностью приобретет максимально-подходящее и качественное смазочное вещество для двигателя.

О марках масел и их влиянии на качество

При выборе смазывающего вещества для двигателя автомобиля возникает еще один вопрос — какому производителю отдать предпочтение. Ответ есть один — любого, главное, чтобы покупаемое масло строго соответствовало рекомендациям производителя, а также условиям эксплуатации автомобиля.

Разновидности моторных масел

Если сравнивать продукцию марки Shell и Mobil с менее известными Castrol и Total, то разницы по техническим характеристикам между ними нет. Бренды Шел и Мобил являются раскрученными, поэтому стоят в 2 раза дороже. Если выбирать масло от малоизвестных производителей, то особое внимание нужно уделить его оригинальности и качеству.

Полезные советы и рекомендации от специалистов

На основании вышесказанного не трудно выбрать моторное масло для своего автомобиля. Однако не торопитесь, так как есть некоторые нюансы, которые следует учесть. Эти нюансы имеют следующие характеристики:

  1. Не стоит лить синтетику и даже гидрокрекинг в старые и изношенные двигатели. Если воспользоваться сильно текучим веществом, то это приведет к возникновению течи через сальники и прокладки. В результате дорогая смазка будет служить не в моторе, а вытекать на землю
  2. Перед заменой, необходимо осуществлять промывку мотора. Процедура эта не трудная, и представляет собой заливание в двигатель специальной консистенции. После залива этой консистенции нужно дать мотору поработать 10-15 минут на холостом ходу, а затем слить все из системы, и залить новое вещество, предварительно заменив масляный фильтр
  3. Если машина с ГБО, то рекомендуется использоваться более вязкие варианты масел. Кроме того, если автомобиль эксплуатируется на газе, то интервал замены масла увеличивается до 10-15 тысяч км пробега
  4. Категорически противопоказано осуществлять доливку масла другой марки. Использовать в качестве доливки можно только аналогичную смазку
  5. Если ТС эксплуатируется в условиях повышенных нагрузок, то интервал замены масла должен быть сокращен до 5 тысяч км пробега. Производители рекомендуют осуществлять замену синтетики и гидрокрекинга через каждые 10 тысяч км пробега, а полусинтетику к 7-8 тысячам. Минералка вовсе меняется каждые 5-6 тысяч км
  6. Покупать масло нужно у официального дилера или проверенных поставщиков

Не стоит покупать дешевые акционные продукты, так как высока вероятность того, что в емкости содержится вовсе не то, что должно быть. Покупатели понимают, что отличить синтетику и полусинтетику обычному водителю практически нереально, поэтому не редко идут на различные ухищрения для увеличения заработка.

Исходя из прочтенного материала можно сделать соответствующий вывод, что выбрать масло для своего автомобиля не трудно. И самый правильный вариант — если это делать самостоятельно, опираясь на собственные знания, и рекомендации продавца.