Адсорбер на Ланосе — назначение, проверка, замена и расположение

С появлением инжекторных двигателей, возникло множество различных датчиков и систем, отвечающих за функционирование отдельных узлов и механизмов. Одним из новых устройств, применяющихся на автомобилях с инжекторными двигателями, является адсорбер. Эта деталь отвечает за поглощение паров бензина в бензобаке, исключая их попадание в атмосферу. Автомобили Ланос комплектуются адсорберами, которые с течением времени выходят из строя, что отражается негативно на работе ДВС.

Расположение устройства

Что такое адсорбер и для чего он нужен на автомобиле

Многие владельцы инжекторных автомобилей даже не знают о том, что в конструкции устанавливается такое устройство, как адсорбер. Некоторые называют его «абсорбером», что является неправильным. На Ланос ставится адсорбер, т.е. с буквой «Д», и перед тем, как разобраться с его неисправностями, выясним его конструктивные особенности и функционирование этой системы.

Адсорбером называется такое фильтрующее устройство, посредством которого исключается выделение паров бензина из бака в атмосферу. Деталь представляет собой угольный фильтр, исключающий загрязнение атмосферы парами бензина за счет их поглощения (впитывания).

Необходимость изобретения таковых устройств возникла после введения экологических норм и стандартов. Автомобили, отвечающие стандарту Евро-2 и выше, оснащаются адсорберами, и Ланос, а также его аналоги Сенс и Шанс, не являются исключением.

Что внутри устройства

В переводе с латинского, слово «sorbeo» от которого и появилось название адсорбер, переводится как поглощение. Адсорбер — это отдельная деталь системы улавливания паров бензина (EVAP), которая предотвращает их попадание в атмосферу. Пары из бака направляются к фильтрующему элементу. При неработающем моторе пары скапливаются в адсорбере за счет их поглощения, и находятся там до момента запуска двигателя, и начала движения авто. Надо отметить, что не все пары топлива поступают к фильтру, так как:

  • сепаратор улавливает некоторую их часть, и направляет обратно в бензобак;
  • оставшиеся пары направляются в адсорбер, где и происходит их поглощение угольным фильтром.

Использование устройства исключает не только попадание паров бензина в атмосферу, но и предотвращает их проникновение в салон. Это особенно хорошо знакомо всем, кто ездил на карбюраторных автомобилях, и знает, как пахнет бензин. Кроме того, устройство значительно повышает безопасность, так как малейшая иска может стать причиной возникновения пожара.

Конструктивные особенности системы улавливания паров бензина EVAP

Перед тем, как разобраться с устройством отдельной детали — адсорбера, нужно выяснить конструкцию всей системы улавливания паров бензина. Она состоит из ряда следующих элементов:

  1. Сепаратор.
  2. Адсорбирующий фильтр.
  3. Вентиляционный канал.
  4. Электромагнитный клапан или клапан адсорбера — открывает доступ к коллектору при прогреве двигателя и нажатии на газ. Он находится между фильтрующим устройством и впускным коллектором.
  5. Соединительные элементы, представленные в виде шлангов и трубопроводов. С их помощью происходит соединение адсорбера с бензобаком, коллектором и атмосферой.

Все эти элементы представляют собой систему, предназначенную для улавливания паров бензина, и направления их к фильтрующему элементу, а из него к коллектору. Ниже представлена схема устройства всей системы.

В конструкцию этой системы входит аварийный блокировочный клапан, который исключает вытекание бензина при опрокидывании автомобиля. Принцип работы этого клапана заключается в том, что при его отклонении по вертикали на угол более 90 градусов, он срабатывает.

Немаловажную роль в системе играет предохранительный или гравитационный клапан. Его роль не менее важна, так как при продолжительной работе мотора на холостом ходу образуется разрежение в баке. При сильном разрежении может деформироваться бак, поэтому клапан служит для сообщения системы с атмосферой, осуществляя выравнивание давления.

Принцип работы системы по улавливанию паров бензина

Теперь рассмотрим, как работает система улавливания паров бензина, причем не только на Ланосе, но и на всех современных инжекторных автомобилях. Принцип ее работы заключается в выполнении следующих действий:

  1. При заглушенном двигателе в бензобаке происходит испарение бензина, и пары скапливаются в верхней части возле заливной горловины.
  2. Рядом с горловиной расположен сепаратор, назначение которого заключается в том, чтобы осуществлять отделение жидкой составляющей, оседающей в виде конденсата. Этот конденсат возвращается обратно в бак по трубкам. Другими словами, на стенках сепаратора оседает пар, который конденсируется в бензин, и поступает обратно в бак.
  3. Пары бензина, которые не сконденсировались в сепараторе, перемещаются к адсорберу по трубкам. Они скапливаются в адсорбере, поглощаясь активированным углем.
  4. Когда двигатель автомобиля запускается, и выходит на определенные обороты и температуру, происходит срабатывание электромагнитного клапана.
  5. Через вентиляционный клапан при возникновении разрежения происходит подача воздуха на адсорбирующий элемент, тем самым выполняется его продувка. Из атмосферы всасывается воздух, посредством которого продувается фильтр, тем самым направляя пары бензина к коллектору, что происходит при открытии клапана.
  6. Воздух вместе с парами бензина подается во впускной коллектор, и оттуда попадает в камеру сгорания. ЭБУ знает о поступления паров бензина в коллектор, поэтому корректирует состав топливно-воздушной смеси путем открытия клапана на соответствующий угол.

Принцип работы системы

Разобравшись с принципом работы системы по улавливанию топлива, перейдем к рассмотрению устройства самого адсорбера. Что собой представляет эта деталь, и какую конструкцию она имеет, рассмотрим в подробностях.

Конструкция адсорбера

Адсорбер — это фильтр, в основе которого лежит активированный уголь. Эту деталь еще называют аккумулятором паров топлива. Именно уголь способен поглощать пары бензина, предотвращая их выделение в атмосферу. Адсорберы представляют собой пластиковую конструкцию, которая может иметь цилиндрическую или прямоугольную форму. Именно внутри этой конструкции скапливаются пары топлива, и находятся «в заключении» до момента, пока не будет запущен двигатель.

Это интересно! На Ланосы устанавливаются адсорберы, корпус которых имеет прямоугольную форму.

Располагаться этот элемент может под капотом или рядом с бензобаком, что зависит от модели автомобиля. Однако большинство составных деталей системы улавливания паров топлива, находятся в подкапотном пространстве.

Внутри пластикового корпуса присутствует измельченный активированный уголь. При поступлении в эту емкость паров бензина, происходит скапливание и удерживание легких углеродов. Адсорберы в зависимости от состава бывают следующих типов:

  • с зернистым неподвижным веществом;
  • с зернистым подвижным составом;
  • с мелкозернистым веществом, которое находится в состоянии кипения.

Что находится внутри фильтрующего элемента

Самыми популярными являются устройства первого типа. Они не только обеспечивают высокую эффективность, но еще и предотвращают попадание паров бензина в атмосферу, чего не скажешь о втором и третьем типе. Со временем количество активного вещества снижается, поэтому эффективность работы адсорбера уменьшается. Чтобы фильтр всегда осуществлял эффективное поглощение паров топлива, нужно заменять активное вещество или осуществлять замену всего устройства.

При возникновении подозрений на неисправность адсорбера, его нужно проверить. Для начала рассмотрим главные признаки неисправности аккумулятора паров бензина на Ланосе.

Что будет если на Ланосе неисправен адсорбер — признаки

Надо отметить, что фильтрующий элемент выходит из строя не так часто, как электромагнитный клапан. При неисправности адсорбера возникают следующие признаки:

  1. Начинают плавать обороты. Причем проявляется этот признак не сразу после запуска мотора, а спустя 5-10 минут после прогревания.
  2. Невозможность развития полной мощности двигателя.
  3. Когда на холостом ходу при нажатии на педаль акселератора двигатель глохнет или обороты вместо увеличения, падают.
  4. Неправильные показания датчика топлива. Это обусловлено тем, что в бензобаке создается разрежение. При увеличении разрежения наблюдается не только деформация стенок бензобака, но еще и выход из строя топливного насоса, работающего под нагрузкой.
  5. При выкручивании пробки из заливной горловины, слышен звук стравливания воздуха.

Внешний вид

Если на автомобиле обнаруживается хоть один из вышеперечисленных признаков, значит пришло время провести диагностику адсорбера. Из строя фильтрующий элемент может выйти по причине засорения банки с активированным углем, а также в случае повреждения пластикового корпуса.

Это интересно! Проявляться вышеописанные симптомы могут не только при неисправном фильтре адсорбера, но еще и в случае выхода из строя электромагнитного клапана.

Если фильтр неисправен, то его рекомендуется заменить. Перед этим обязательно нужно убедиться, что причина заключается в поломке адсорбера, а не другого элемента системы улавливания паров топлива.

Причины неисправности устройства

Активированный уголь, который находится внутри адсорбера, имеет определенный срок годности. При его загрязнении ухудшается качество поглощения паров бензина, поэтому возникают вышеперечисленные признаки. Кроме загрязнений угольных частиц, различают две главные причины неисправности адсорбера:

  • Нарушение герметичности корпуса
  • Засорение атмосферной трубки. На Ланосах трубка, сообщающая устройство с атмосферой, очень часто забивается грязью. Если она загрязняется, и в нее не поступает воздух, то внутри возрастает давление за счет накопления паров бензина. Когда автомобиль заводится, и прогревается до рабочей температуры, открывается электромагнитный клапан, и пары бензина стремительно поступают в коллектор. Это способствует тому, что двигатель может заглохнуть. При повторном пуске ситуация нормализуется, но только до следующего запуска двигателя

Устройство системы на авто

Не менее важную роль играет клапан адсорбера, о принципе работы и неисправностях которого можно прочитать в следующем материале на сайте.

Как проверить адсорбер на Ланосе

Выше описана общая информация, которая полезна не только для владельцев автомобилей Ланос, Сенс и Шанс, но и других моделей авто с инжекторными двигателями. Далее рассмотрим, как проверить на исправность фильтр адсорбера, чтобы убедиться в необходимости его замены. Принцип проверки заключается в том, чтобы убедиться в герметичности корпуса. Если корпус устройства не герметичен, то пары бензина не будут в нем задерживаться. Для проверки исправности проделываем следующие действия:

  1. Обесточить питание автомобиля, и демонтировать адсорбер. Как выполняется процедура его снятия на Ланосе, подробно описано ниже.
  2. Для снятия устройства, от него необходимо отсоединить все шланги.
  3. Когда деталь будет демонтирована, приступаем к ее проверке на герметичность корпуса. Для этого понадобится закрыть два штуцера, один из которых предназначен для поглощения воздуха, а второй идет на электромагнитный клапан.
  4. Далее при помощи компрессора необходимо подать воздух под давлением на штуцер, который соединяет устройство с бензобаком. При этом из адсорбера не должны возникать утечки, что говорит о герметичности его корпуса.

Если утечки воздуха обнаруживаются, то деталь следует заменить. Другой причиной неисправности адсорбера является проникновение угольных частиц в систему к электромагнитному клапану. Чтобы проверить вероятность просачивания активированного угля из устройства, нужно осмотреть состояние электромагнитного клапана. Наличие угля говорит о неисправности поролонового сепаратора, который нужно заменить. Однако практика показывает, что лучше заменить адсорбер полностью, чем пытаться его отремонтировать.

Это интересно! Неисправный адсорбер на автомобиле способствует увеличению расхода топлива.

Где на Ланосе, Сенсе и Шансе стоит адсорбер

Убедившись в том, что адсорбер является важным элементом в конструкции современного автомобиля, перейдем к рассмотрению вопроса его места расположения на автомобилях Шевроле, ДЭУ и ЗАЗ Ланос. На большинстве автомобилей это устройство располагается в подкапотном пространстве. Однако такой способ расположения является не всегда эффективным, так как уменьшается свободное пространство. Именно поэтому на автомобилях Ланос, Сенс и Шанс, фильтр адсорбера находится рядом с бензобаком.

Место расположения на Ланосе

Он расположен с правой стороны бензобака, и чтобы его увидеть, достаточно заглянуть под машину сзади. К этому устройству подведены две резиновые шланги, а также гофра со свободным концом. Она предназначена для выравнивания давления. Адсорбер находится внутри пластикового корпуса, который крепится при помощи болта. С демонтажем устройства никаких трудностей не возникает.

Как снять и заменить адсорбер с Ланоса, Сенса и Шанса

Чтобы произвести демонтаж адсорбера на Ланосе, Сенсе и Шансе, понадобится предварительно подготовить необходимый набор инструментов. К ним относятся:

  1. Ключ баллонный, который понадобится для снятия заднего правого колеса.
  2. Домкрат.
  3. Упоры.
  4. Рожковый ключ на «10».
  5. Крестовая отвертка.
  6. Плоскогубцы.

При наличии подозрений на неисправность устройства, его рекомендуется заменить. Стоит новая деталь около 2000 рублей (артикул адсорбера от GM — 96282269). В любом случае, если давно не осматривали ее, то не помешает произвести демонтаж, проверку и очистку. Процедура снятия адсорбера на Ланосе выполняется следующим образом:

  1. Установить автомобиль на ровной поверхности, выжав ручной тормоз, и включив первую передачу.
  2. Под колеса установить упоры во избежание смещения автомобиля с домкрата.
  3. Снять минусовую клемму с АКБ.
  4. Поддомкратить заднюю правую часть авто, и снять колесо.
  5. После снятия колеса будет виден корпус, внутри которого находится адсорбер.Как снять деталь
  6. Наверняка многие владельцы Ланосов не раз задумывались о том, что это за устройство, и каково его назначение. Когда известно, что это за деталь, продолжаем ее демонтаж. Для этого необходимо очистить загрязнения трубок вентиляции топливного бака, а также шланга отвода паров топлива.Очистить трубки
  7. После очистки трубок, необходимо приступить к их демонтажу. Для этого надо разъединить трубопровод вентиляции топливного бака, сжав фиксаторы. Аналогичным образом осуществляется снятие трубки отвода паров бензина.Отсоединить и снять трубки
  8. Разрезается пластиковая стяжка, при помощи которой фиксируются шланги.Срезаем пластиковую стяжку
  9. Далее переходим к снятию пластикового кожуха, внутри которого находится адсорбер. Для этого необходимо выкрутить крепежный болт на «10» снизу, предварительно обработав его смазкой WD-40.Ослабить болт крепления устройства
  10. Часто металлический кронштейн выходит из строя от воздействия коррозии. Если кронштейн вышел из строя, то его следует заменить.
  11. Чтобы снять кожух, необходимо сместить его вперед по направлению движения автомобиля.Переместить блок вперед и снять его
  12. Когда деталь извлечена, можно приступать к ее разборке. Для этого при помощи отвертки выкручиваются три винта, расположение которых показано на фото ниже.Разборка фильтра
  13. После этого можно демонтировать трубки, подведенные к располагающемуся внутри кожуха пластиковому контейнеру. Два тонких шланга крепятся при помощи фиксаторов. Для их снятия, необходимо сжать фиксаторы, и осуществить демонтаж шлангов.Отсоединение шлангов
  14. Третий шланг в виде гофры фиксируется при помощи металлического хомута. Для его ослабления понадобится воспользоваться плоскогубцами. Сжав ушки хомута, следует извлечь гофрированный шланг со штуцера адсорбера.Отсоединить гофру
  15. Далее извлекается деталь из кожуха, и осуществляется тщательная очистка всех элементов. Проверяем визуально целостность адсорбера, а затем выполняем проверку на герметичность корпуса, как было описано выше.Извлечь фильтр из кожуха
  16. Если проверка показала, что деталь неисправна, то ее следует заменить. Если же адсорбер исправен, то после тщательной очистки всех элементов, надо произвести сборку в последовательности обратной снятию.Чистка и подготовка к установке

 

На этом процесс снятия и замены адсорбера на Ланосе завершен, и остается убедиться в том, что признаки, которые косвенно могли указывать на его неисправность, исчезли.

Это интересно! Особое внимание при снятии адсорбера необходимо уделить гофрированному шлангу, который очень часто забивается грязью, и становится главной причиной неисправной работы системы. Если шланг забит грязью, то его следует очистить. При этом важно понимать, что грязь также попала внутрь адсорбера, поэтому его нужно либо заменить, либо разобрать, почистить и высушить.

Закрепить трубку вниз выходом

Когда будет выполняться фиксация трубок, гофрированный шланг следует закрепить так, чтобы его конец был направлен вниз (фото выше). Это позволит исключить вероятность попадания грязи внутрь адсорбера (но не гарантирует на 100%).

Можно ли убрать адсорбер и что будет при удалении

Многие автовладельцы задаются вопросом о том, чтобы убрать адсорбер. Хотя этот элемент редко выходит из строя, однако владельцы Ланосов часто сталкиваются с необходимостью очистки атмосферной трубки. Ее засорение не только исключает возможность подачи воздуха в адсорбер, но еще и способствует загрязнению фильтрующего элемента. Если внутрь попадает вода, то уголь начинает вступать в реакцию, и начинает засоряться.

Засорение устройства грязью

Выше упоминалось, что система улавливания паров бензина управляется ЭБУ. Из этого получается, что при выходе из строя электромагнитного клапана, на панели приборов будет гореть значок неисправности двигателя или Check. Если горит «ЧЕК», значит нужно прочитать код ошибки, и расшифровать его. Исходя из того, что система управляется ЭБУ, удалить из нее адсорбер — это не простая задача. Физически удаление адсорбера не представляет особых трудностей, но его отсутствие будет фиксироваться ЭБУ, и выдаваться ошибка. Если удаляется устройство, тогда важно понимать, что понадобится выполнить перепрошивку «мозгов». Без этой процедуры двигатель будет работать в аварийном режиме.

Убрать устройство можно следующим образом:

  1. В шланг от сепаратора устанавливается фильтр тонкой очистки бензина, что позволяет уходить парам бензина в атмосферу.
  2. Шланг, идущий от электромагнитного клапана глушится.
  3. Выполняется прошивка, в ходе которой отключается этот клапан.Особенности удаления устройства

Если запланировали избавиться от адсорбера на Ланосе, тогда кроме загрязнения парами бензина атмосферного воздуха, следует приготовиться к следующим последствиям:

  • постоянное присутствие запаха бензина в салоне автомобиля
  • при открытии капота или даже при нахождении рядом с автомобилем, от него будет пахнуть бензином

Вот собственно и все последствия удаления адсорбера. Двигателю все равно, есть ли в конструкции этот элемент или нет. Удаление устройства также сопровождается следующими преимуществами:

  1. Отсутствие неустойчивой работы двигателя на холостом ходу.
  2. Не понадобится периодически обращаться к адсорберу, чтобы проводить его диагностику и обслуживание, а также замену.

Убирать адсорбер на Ланосе или нет — это персональное дело каждого автовладельца. Если решили убрать эту деталь, то после вам может не понравиться присутствие запаха бензина не только рядом с автомобилем, но и в салоне. Учитывайте все недостатки удаления адсорбера на авто, и прибегайте к таковым действиям только при условии возникновения такой необходимости.